Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Экзистенциальная философия в кино
Экзистенциальная философия в кино
В первой половине двадцатого века произошли две мировые войны, в результате которых погибли миллионы мужчин и женщин. Во второй половине доминировала Холодная война, в которой угроза ядерного армагеддона постоянно обсуждалась и заставляла задуматься о конце света. Перед лицом такой смерти и разрушений экзистенциализм, возможно, указал путь из этой тьмы. Как философия, экзистенциализм задается вопросом, что значит быть человеком, что значит жить и умирать. В мире, где «Бог мертв», экзистенциализм сталкивается с тревожной возможностью того, что мы можем быть просто частичкой, существующей на большом камне, который плывет по пустынной вселенной [2].
Экзистенциализм подразумевает поиск смысла жизни в мире, который все больше кажется лишенным самого смысла. Он фокусируется на личности в этом поиске, что является одной из причин, по которой он может хорошо подходить для экзистенциальных фильмов, несмотря на его возвышенную и сложную предпосылку. При этом, необходимо учитывать следующие моменты:
Во-первых, полезно разбить экзистенциализм на осязаемые компоненты. Экзистенциализм начинается с утверждения, что люди — это нечто большее, чем их рациональные способности. Он рассматривает людей как сложные сущности и стремится заново открыть нелогичные элементы сознания.
Во-вторых, отличие от рационализма, экзистенциализм утверждает, что более глубокие истины человеческого существования можно открыть, только исследуя эмоциональные и субъективные аспекты личности.
В-третьих, большинство экзистенциальных мыслителей согласны, что западное прославление рациональности привело к обществу однобоких существ. Более того, они утверждали, что приоритетность «общих истин» создала разрыв между человеком и его истинным существованием [1. с.10-13].
Другими словами, сосредоточившись исключительно на разуме, люди утратили связь с тем, кем мы являемся на самом деле. Это, согласно экзистенциализму, приводит к возникновению чувства раздробленности и отчуждения. А постоянно растущая зависимость от технологий усугубляет это состояние. Как результат современный человек погружен в пространство «отвлечения», которое уводит общество все дальше и дальше попыток индивидов познать свой внутренний мир.
Отчуждение, таким образом, является ключевым компонентом экзистенциальной мысли. И это довольно легко применить к экзистенциальному фильму, отчуждая персонажа(ей) от окружающего их мира.
Экзистенциальный фильм, хотя его часто сложно определить, может быть одним из самых мощных способов заставить аудиторию задуматься о темах жизни, смерти и существования. Фильмы являются прекрасным средством выражения и размышления над этими философскими учениями. Сосредоточение на опыте индивидуума в отношении таких теорий и концепций позволяет реализовать их, например, через визуальный внутренний конфликт. В конце концов, кино является одним из лучших средств для проникновения в голову, как персонажа, так и зрителя [3. с.128-138].
И необходимо отметить, что экзистенциальная философия в трактатах самих мыслителей может быть сложна для понимания обывателей, в то время как сюжет фильма провоцирует задуматься на неоднозначные темы, преподнося эти идей как нечто более общепонятное .
Более того, экзистенциализм высоко ценит эмоции. Фактически, его центральное утверждение заключается в том, что человеческое существование должно изучаться с эмоциональной, а не чисто рациональной точки зрения. Вероятно, именно поэтому многие экзистенциальные мыслители предпочитали выражать свои идеи в повествовательной форме. Например, Сартр написал «Тошноту» , а Достоевский — «Записки из подполья» — обе повествовательные истории от первого лица. Эти произведения отражают эмоциональную и от части чувственную сторону экзистенциализма, когда человеку приходится бороться с собственными демонами, а окружающий мир не что иное как область возможностей. Последние зависят от распущенности самого человека. Однако, сегодня, аудитория серьезной литературы сокращается, в то время как необходимость в знании наоборот растет. Как результат, на страницах Интернета можно найти анонсы и обсуждение ключевых идей экзистенциональных книг, и постепенно учеличивается количество просмотров фильмов, затрагивающих темы индивидуализма, порочности, бездуховности и внутренних терзаний человека.
…………………………………………..
Список литературы
1. Борзенина А.Н. Экзистенциализм как философское направление // Международный научный журнал «Слово в науке». 2022. №4. с.10-13
2. Лега В. П. История западной философии. Часть 2. Новое время. Современная западная философия//https://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/istorija-zapadnoj-filosofii-chast-vtoraja-novoe-vremja-sovremennaja-zapadnaja-filosofija/11
3. СандуВ О. Экзистенциальная проблематика в кинематографе Педру Кошты // Вестник ВГИК. 2019. №2 (40). с.128-138
4. Сартр Жан Поль. Экзистенциализм — это гуманизм // https://www.sartr-zhan-pol.jekzistencializm-jeto-gumanizm.pdf
5. Хренов Н А., Хренов А Н. Возможна ли философия кино, и какие аспекты могут стать ее предметом? // Вестник ВГИК. 2022. №1 (51). с.58-74