Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социальное конструирование половых различий: Влияние культурных и социальных факторов на формирование гендерной идентичности у детей
Введение
Социальное конструирование половых различий становится все более актуальной темой современного общества, особенно в контексте обсуждений о гендерной идентичности и роли культурных и социальных факторов в формировании представлений о поле и гендере. Процесс формирования гендерной идентичности у детей представляет собой сложное взаимодействие биологических, культурных и социальных аспектов, где культурные нормы, практики и ожидания общества служат важнейшими элементами, влияющими на самовосприятие и понимание детьми своей гендерной роли.
……………………………….
1. Роль семьи в социализации детей
Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит [2, с. 126]. Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить [8, с. 394]. Объектом социализации является человек.
Социализация является непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует с социумом. Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться культуре общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины и женщины.
В самом общем виде социализацию определяют как влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей [5, с.150].
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
- первичная;
- вторичная.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Социализация исключает пассивную позицию человека в жизни, она предполагает необходимое активное участие его в освоении общечеловеческой культуры, людских отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретение умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация базируется на широком познании человеком окружающей его действительности, на овладении им навыками практической индивидуальной и групповой работы.
Источников социализации много, но семья - это главный источник [3].
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [2].
В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание - это процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде и больше всего - люди, из них на первом месте - родители.
……………………………….
Литература
1. Агулина С.В. Теоретические основы гендерного подхода в социальной педагогике / С.В. Агулина // Наука. Инновации. Технологии. - 2020. - №71. – С. 115-124.
2. Андреева, Т.А. Психология семьи/ Т.А. Андреева, И.Ю. Авидон. - СПб.: Речь, 2020.-384с.
3. Аратскова И. К. Влияние социума на формирование половой идентичности гендера / И.К. Аратскова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2022. - №1. – С. 94-99.
4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений.2 –е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2025. - 440с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2023. – 368 с.
6. Дубровина И.В. Семья и социализация ребёнка / И.В. Дубровина // Мир психологии. - 2023.-№1.-С.54-58.
7. Кириченко Е.В. Гендерные аспекты социализации в семье / Е.В. Кириченко // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2022. - №2 (82) – С. 37-44.
8. Кон, И. С. Ребенок и общество: учебное пособие для вузов по психол. и пед. специальностям /И. С. Кон. – М.: Академия, 2023. - 336 с.
9. Материалы региональной студенческой конференции: Проблемы российского общества и мирового социума глазами молодежи. - Ставрополь, 2025. – 75 с.
10. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., доп. – М.: изд. центр «Академия». – 2023. – 200 с.
11. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2022. - 640 с.
12. Социология семьи: учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2025. – 640с.
13. Щучинов О.С. Особенности социологического изучения половых различий в рамках индивидуалистической парадигмы / О.С. Щучинов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика».- 2024. - №3. – С. 74-79.