Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социальное конструирование половых различий: Влияние культурных и социальных факторов на формирование гендерной идентичности у детей
Введение
Вопрос о том, как именно общество «конструирует» различия между мальчиками и девочками, остается ключевым для современной социологии детства, педагогики и психологии развития. Несмотря на декларируемые принципы равных возможностей, социальные институты продолжают по-разному задавать сценарии мужской и женской самореализации, что проявляется уже в раннем возрасте. С одной стороны, объективные успехи международных движений за гендерное равноправие свидетельствуют об ослаблении традиционных барьеров; с другой — устойчивость культурных стереотипов по-прежнему заметна в семейном воспитании, школьных программах и медиадискурсе. По данным ЮНИСЕФ (2024 г.), почти 65 % детей в возрасте до 12 лет сталкиваются с ситуациями, в которых выбор учебных или игровых занятий прямо или косвенно объясняется их полом. Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что подобные различия не только ограничивают свободу самоопределения личности, но и закрепляют асимметрию социальных ролей во взрослой жизни.
………………………………
1. Роль семьи в социализации детей
Социализация – это процесс, в ходе которого человек на протяжении всей жизни усваивает нормы и ценности своего общества [2, с. 126]. Ее конечный результат – сформированные личностные качества и усвоенные образцы поведения, необходимые ребенку для полноценного участия в общественной жизни [8, с. 394]. Человек выступает объектом социализации.
Поскольку индивид непрерывно взаимодействует с социумом, социализация носит постоянный, непрерываемый характер: мы общаемся, трудимся, играем, – и во всех этих видах деятельности ребенок овладевает культурой общения, правилами поведения и гендерными ролями. В наиболее общем виде социализацию рассматривают как совокупность воздействий среды, приобщающих индивида к общественной жизни, знакомящих его с культурой, коллективными формами деятельности и многообразием социальных ролей [5, с. 150].
Принято выделять два базовых уровня социализации: первичную и вторичную. Их обеспечивают различные агенты и институты, которые формируют, направляют, поощряют или ограничивают становление личности. При этом социализация исключает пассивность: человек обязательно проявляет активность, постигая культуру, осваивая нормы, роли и функции, приобретая умения, навыки и социальный опыт. Широкое познание действительности и участие в совместной деятельности – фундамент этого процесса.
Источников социализации множество, однако ключевым выступает семья [3]. Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой объединены общим хозяйством, взаимопомощью и взаимной морально-правовой ответственностью [2].
В семейном кругу социализация протекает особенно естественно и безболезненно, а ее основным механизмом служит воспитание. Воспитание – социальный процесс в самом широком смысле: формирует все – люди, вещи, явления, но первейшую роль играют родители. Н. Ньюкомб образно описал, как ребенок постепенно осваивает мир культуры, вступая во все более сложные отношения с окружающей действительностью, которые переплетаются и усложняются вместе с его физическим и нравственным ростом [8, с. 45–46].
Рождаясь, ребенок встречает сформированный веками уклад – язык, обычаи, ценности. Семейное воспитание как раз и заключается в присвоении этого взрослого мира. На ранних этапах именно семья оказывает на малыша наибольшее влияние. Для ребенка она – первая «лаборатория» общения, познания и чувственного опыта. Каждый день он наблюдает семейную жизнь, слышит суждения родителей, видит их отношение к близким и посторонним.
………………………………
Литература
1. Агулина С.В. Теоретические основы гендерного подхода в социальной педагогике / С.В. Агулина // Наука. Инновации. Технологии. - 2020. - №71. – С. 115-124.
2. Андреева, Т.А. Психология семьи/ Т.А. Андреева, И.Ю. Авидон. - СПб.: Речь, 2020.-384с.
3. Аратскова И. К. Влияние социума на формирование половой идентичности гендера / И.К. Аратскова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2022. - №1. – С. 94-99.
4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений.2 –е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2025. - 440с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2023. – 368 с.
6. Дубровина И.В. Семья и социализация ребёнка / И.В. Дубровина // Мир психологии. - 2023.-№1.-С.54-58.
7. Кириченко Е.В. Гендерные аспекты социализации в семье / Е.В. Кириченко // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2022. - №2 (82) – С. 37-44.
8. Кон, И. С. Ребенок и общество: учебное пособие для вузов по психол. и пед. специальностям /И. С. Кон. – М.: Академия, 2023. - 336 с.
9. Материалы региональной студенческой конференции: Проблемы российского общества и мирового социума глазами молодежи. - Ставрополь, 2025. – 75 с.
10. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., доп. – М.: изд. центр «Академия». – 2023. – 200 с.
11. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2022. - 640 с.
12. Социология семьи: учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2025. – 640с.
13. Щучинов О.С. Особенности социологического изучения половых различий в рамках индивидуалистической парадигмы / О.С. Щучинов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика».- 2024. - №3. – С. 74-79.