Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности процесса адаптации ребенка 4-го года жазни к ДОУ, в зависимости от родительского отношения (+пакет для защиты)
Введение
Актуальность изучения вопроса взаимосвязи родительского отношения и адаптации ребенка 4-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению обусловлена несколькими причинами.
С одной стороны, и педагоги, и родители с тревогой обозначают проблему психологического привыкания ребенка к условиям детского сада. Дети долго не могут привыкнуть к новым требованиям, скучают по родителям, с тревогой ждут их вечером, что, безусловно, проявляется в их эмоциональном состоянии. Нередко переживания детей столь интенсивны, что они заболевают, что заставляет родителей не только оставлять работу, но и бороться за здоровье ребенка. Бесконечные детские болезни – это плохо, тревожно и трудно для всей семьи. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду оборачивается проблемой и для родителей, и для воспитателей, и, что самое сложное, для самого ребенка. При этом следует учесть, что далеко не все дети испытывают серьезные затруднения при адаптации к дошкольному образовательному учреждению. ......
Заключение
В данной работе мы стремились исследовать взаимосвязь стиля родительского отношения и особенностей адаптации ребенка к ДОУ. Для достижения поставленной цели нами было проведено теоретико-эмпирическое исследование.
В процессе теоретического исследования на основе анализа литературы были сделаны следующие выводы.
Понятие адаптации в психологии охватывает процессы приспособления человека к условиям среды как на психофизиологическом, так и на психологическом и социальном уровнях. В качестве показателей успешной адаптации, или адаптированности, выделяются такие внешние проявления как рост активности в социально-культурных процессах данной среды и всего общества, обогащение содержания и характера культурной деятельности в условиях данной социально-культурной среды, а также такие внутренние проявления как удовлетворенность адаптанта своим положением в социально-культурной среде, сознательное поддержание норм и традиций данной социально-культурной среды, стремление и готовность обогатить содержание, формы и способы социокультурного взаимодействия с данной средой. .......
Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 97-105
2. Аксарина Н. М., Ладыгина Н. Ф. Развитие и задачи воспитания детей в возрасте третьего года жизни. М., 1980
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000, с.86
4. Безносиков В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии: Дис. … канд.психол. наук. М., 1989. 189 с.
5. Безруких М.М. Психофизиология: Словарь. – М., 2005, с.400
6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М., Просвещение. 1991
7. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2004, с.24
8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., «Наука», 1990
9. Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия.// MateriaMedica. 1996. N 1(9). С. 5—25
10. Болотова А.А. Особенности адаптации к ДОУ детей 2-4 лет Автореф.дисс.канд.пед.наук М., 2009, с.12
11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с.
12. Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников : дис. ... канд. психол. Наук М., 2007
13. Варга А.Я. Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001. - №1
14. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа № 2июнь 2000, с.15-23
15. Варга А.Я. Структура и стили родительского отношения : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Москва, 1986 206 c.
16. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. Пермь, 1989. Вып. 7. С. 134-142
17. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. …канд.психол.наук 1995. 22 с.
18. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. – 2009. – Т6, №1.
19. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде //Проблемы cоциальной психологии личности 2005, №2
20. Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.
21. Жигалин С.С. Родительские позиции как система отношений родителя / Материалы пятого конгресса молодых ученых и специалистов «Науки о человеке» / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича.- Томск, СибГМУ.- 2004.- 413 с.
22. Зиновьева М.В. Влияние стиля воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста. Дис. ... канд. психол. Наук, М., 2001
23. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М., 1990. С. 219- 232
24. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении// Дошкольное воспитание, 1998 № 4. – с. 2-9
25. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
26. Костицын Н.Л. Родительские установки как фактор личностного самоопределения в ранней юности :На примере старшеклассников с ограниченными физическими возможностями
27. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. М., 2008, с.12
28. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
29. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991. – С. 10–86
.......