Содержание:
Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену
ПСИХОЛОГИЯ
2010/11 уч. г.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
2. Психика как субъективный образ объективного мира.
3. Проблема зарождения психики в филогенезе. Критерии психического. Этапы развития психики в филогенезе.
4. Гипотеза А. Н. Леонтьева о происхождении сознания. Структура и динамика сознания.
5. Ощущения: понятие, виды, взаимодействия, процессы изменения чувствительности. Измерение ощущений.
6. Восприятие как психический процесс. Основные свойства восприятия.
7. Восприятие пространства, формы, времени, движения.
8. Внимание, его особенности, свойства и виды. Развитие внимания в онтогенезе.
9. Память, как познавательный процесс. Классификация видов памяти, их характеристика.
10. Процессы памяти, их характеристика. Теории памяти.
11. Общее понятие о мышлении. Мыслительные операции, их взаимосвязь. Мышление как процесс решения задачи.
12. Формы и виды мышления, особенности их развития в онтогенезе.
13. Речь: ее функции и виды. Речь и мышление.
14. Воображение: характеристика, особенности. Виды воображения. Роль воображения в жизни и деятельности.
15. Сущность и функции эмоций. Виды и качества эмоций. Основные теории эмоций.
16. Эмоциональные состояния: настроение, страсть, фрустрация, стресс, аффект, чувства.
17. Понятие воли, ее функции. Волевое действие. Воля и личность. Развитие воли.
18. Структура волевого акта. Волевое усилие как механизм волевой регуляции.
19. Способности: характеристика, виды. Одаренность и уровни способностей.
20. Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности. Свойства темперамента.
21. Характер: понятие, структура. Формирование характера. Темперамент и характер в структуре личности.
22. Понятие потребности. Потребность как основа мотивационных процессов. Иерархический характер потребностной сферы. Развитие потребностей.
23. Общее понятие о мотивации. Виды мотивов.
24. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности.
25. Основные виды человеческой деятельности. Их характеристика.
26. Проблема методов в психологии. Классификация методов.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
27. Кризисы возрастного развития.
28. Психологические особенности развития ребенка от рождения до 3-х лет.
29. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном детстве.
30. Психологические особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте.
31. Характеристика основных психологических новообразований младших подростков.
32. Психологические особенности подростков.
33. Развитие личности в зрелом возрасте.
34. Проблемы периодизации возрастного развития личности.
35. Основные положения периодизации психического развития по Д. Б. Эльконину.
36. Самосознание: его функции, характеристики, развитие в онтогенезе.
37. Основные положения культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. Понятие высших психических функций. Понятия интериоризации и эктериоризации.
38. Основные положения концепции Ж. Пиаже. Этапы интеллектуального развития.
39. Основные положения концепции развития идентичности в концепции Э. Эриксона.
40. Теория социального научения (Скиннер, Бандура, Сирс).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
41. Основные концепции психологического обучения. Основные психологические проблемы традиционного обучения.
42. Общая характеристика учебной деятельности, ее структура. Проблемы формирования учебной деятельности.
43. Педагогическая деятельность, личности педагога. Стили педагогической деятельности. Профессионализм и компетентность педагога.
44. Гипотеза о поэтапном формировании умственных действий П. Я. Гальперина.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
45. Основные теоретические подходы к проблеме социализации личности.
46. Феномены группового влияния.
47. Социально-психологические характеристики общения.
48. Стороны общения: общение как передача информации, общение как интеракция, общение как восприятие и понимание людьми друг друга.
49. Социальные роли и ролевое поведение личности.
50. Социальная установка: понятие, структура, функции.
51. Понятие группы в социальной психологии. Психологические характеристики малой группы. Групповая динамика.
52. Основное содержание процесса социализации личности. Институты и агенты социализации.
53. Проблемы руководства и лидерства в психологии.
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
54. Неврозы. Проблемы и подходы в изучении невротических расстройств.
55. Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни.
56. Личностное развитие в условиях хронического соматического заболевания.
57. Проблема межполушарной асимметрии и ее изучение в клинике. Синдром расщепленного мозга.
АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
58. Акцентуации личности. История развития, понятие и основные типы (по А.Е. Личко или К. Леонгарду).
59. Защитные механизмы личности: генезис и характеристика.
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
60. В. Вундт и возникновение экспериментальной психологии.
61. Вюрцбургская школа психологии: идеи, методы, области исследования.
62. Функционализм: истоки, психологические идеи, вклад в развитие психологии.
63. Бихевиоризм: основные положения, экспериментальные исследования, вклад в развитие психологии.
64. Гештальт-психология: основные идеи и принципы, достижения.
65. Основные положения психоаналитической теории З. Фрейда. Исследовательский метод З.Фрейда.
66. Гуманистическая психология: ее истоки, основные положения (А. Маслоу, К. Роджерс, Олпорт).
67. Когнитивная психология: истоки, области исследования, основные достижения.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
68. Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект».
69. Личность как предмет психологического исследования. Множественность определений личности и подходов к ее изучению в психологии.
70. Наследственность и среда в индивидуальном развитии.
71. Основные направления изучения личности в отечественной психологии.
72. Структура личности и различные методологические подходы к ее изучению в психологии.
73. Основные направления изучения личности в зарубежной психологии.
74. Основные теории индивидуальности в психологии.
75. Личность и психология ее жизненного пути.
ПСИХОДИАГНОСТИКА
76. Стандартизация психодиагностических методик.
77. Надежность и валидность диагностической методики.
78. Классификация психодиагностических методов.
79. Методики измерения интеллекта. Проблемы диагностики интеллекта.
80. Возможность психодиагностики в измерении способностей.
81. Виды контроля и их функции в учебном процессе.
82. Общие принципы составления профессиограмм.
83. Роль семьи в воспитании ребенка с отклонениями в развитии.
84. Понятие о категориальном анализе в психологии. Основные категории психологической науки.
85. Методологический либерализм в психологии и представление о перманентном кризисе психологической науки.
86. Общее понятие о методологии науки. Уровни методологического знания.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к ГОСам по психологии
1. Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
Слово «психология» образовано из двух греческих: «psyche» - душа и «logos» - слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Именно во втором смысле мы говорим о психологии того или иного человека, группы людей, даже животных, особенно наших домашних кошек и собак.
Каждая научная дисциплина обладает собственными предметом и методом иссле¬дования, понятийным и методическим аппаратом, которые соответствуют определен¬ным объяснительным принципам. Психология изучает внутренние, скрытые от внеш¬него наблюдения структуры и процессы, знание которых необходимо для объяснения поведения человека и животных, а также психологических особенностей как кон¬кретного человека, так и групп людей. Психология как многоотраслевая дисциплина включает в себя фундаментальную психологию, цель которой состоит в установле¬нии фактов, механизмов и законов психической деятельности, а также прикладную психологию, изучающую психические явления в естественной обстановке и исполь¬зующую полученные в фундаментальной науке знания в конкретных ситуациях и условиях, и практическую психологию, которая использует психологические знания для решения конкретных задач в медицине, педагогике, спорте и т. д.