Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Российско-китайская гуманитарная дипломатия
Введение
В условиях глобализации культурная интеграция становится все более необходимой и естественной. Глобализация и региональная интеграция являются общими тенденциями развития мирового сообщества, которые действуют во всех регионах планеты. Один из выгодных способов интеграции государств это гуманитарное сотрудничество, в отличие от военного и экономического, оно не направленно против третьих страна и не преследует корыстных интересов, а потому наиболее прочное. Гуманитарное сотрудничество это современный и эффективный способ сближения государств, инструмент поиска компромисса, и несомненно именно за этим видом сотрудничества будущее международных отношений.
Актуальность проблемы гуманитарного сотрудничества между Россией и Китаем определяется масштабами наших стран, длительной историей сотрудничества, соседским положением. Современный Китай – это потенциальный лидер мировой экономики и политики, поэтому прагматичные и доверительные отношения с ним для России являются приоритетом. В.В. Путин в одном из своих выступлений заметил: - «Как сказал Лао-цзы: „Кто умеет крепко стоять — того нельзя опрокинуть. Кто умеет опереться — того нельзя свалить“. И мы с вами опираемся друг на друга в течение столетий. Уверен, Россия и Китай всегда могут опереться друг на друга, могут рассчитывать на помощь и взаимную поддержку» .
Сегодня отношения между Россией и Китаем характеризуются как «стратегическое партнерство», т.е. этим самым руководство двух стран пытается подчеркнуть их важность. Однако, если внимательно проанализировать двухсторонние отношения, можно заметить, что реальных «эксклюзивных» отношений между нашими странами нет.
Глава 2. Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в сфере образования
2.1. Основные направления двустороннего сотрудничества России и Китая в области образования
Сотрудничество России и Китая в области науки и образования имеет давнюю историю, и сегодня, в эпоху глобализации, развитию этого сотрудничества уделяется достаточно большое внимание. Интересен для России опыт Китая в деле реформирования своей системы высшего образования и создания университетов, которые сегодня уже имеют мировое значение. Специалисты отмечают, что необходимо увеличивать число российских студентов, изучающих китайский язык, и устанавливать новые полезные контакты между вузами двух стран.
Вопросами российско-китайского сотрудничества в сфере образования занимается Российско-Китайская подкомиссия по сотрудничеству в области образования. Она работает с 2001 года, заседания проводится ежегодно, поочередно в России и Китае. Председатель российской части Подкомиссии является руководитель Федерального агентства по образованию Н.И. Булаев (с февраля 2008 г.), председателем Китайской части - Заместитель Министра образования КНР Чжан Синьшэн.
Всего состоялось двенадцать заседаний Комиссии и - Подкомиссии (последнее октябрь 2011 года), на которых были приняты важные решения, касающиеся развития двустороннего сотрудничества в гуманитарной сфере, в том числе в области образования.
В настоящее время сотрудничество между Рособразованием и Министерством образования КНР проходит в рамках подписанного нового Рабочего плана сотрудничества в области образования на 2009-2012 годы.
Список литературы
Нормативно-правовые акты и официальные документы
1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанн16 июля 2001 г. в Москве;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 919 «О Российской части Российско-Китайской комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта»
3. Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования (от 9 ноября 2006 г.);
4. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республикой о культурном сотрудничестве// Сборник российско- китайских договоров. 1949–1999 гг. – С.185.
5. Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества (07.06.2002) // http://www.ecrats.com/ru/normative_documents
6. План работы Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области средств массовой информации Межправительственной Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству на 2009-2010 гг. // www.fapmc.ru/files/download/632_file.doc
7. Протокол девятого заседания Российско-Китайской подкомиссии по сотрудничеству в области образования Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству // http://russia.edu.ru/news/events/kitai/3709
Монографии и учебная литература
8. Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения. М.: Восточная книга, 2010.
9. Воскресенский А.Д. Китай и Россия: теория и история межгосударственных отношений. М. 2004. 266 с.
10. Галенович Ю. М. Россия - Китай - Америка: от соперничества к гармонии интересов? – М.: Русская панорама, 2006. 575 с.
11. Гордеев Н.В., Бугреев В.И., Жданова Н.Н. Советско-китайские и российско-китайские отношения в 40-90 годы. М., 1999. С. 43-127.
12. Деловой Китай: экономика и связи с Россией в 1999-2007 гг. Под. ред. Ванчадзе Г.М. М., 2007
13. Китай. Путеводитель – М., Авангард; Ле Пти Фюте, 2006
14. Комиссина И. Н.; Куртов А. А.. Шанхайская организация сотрудничества // Кокарев К. А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия: сборник статей. - М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006.
15. Кузык Б. Н., Титаренко М. Л. Китай — Россия 2050: стратегия соразвития. М., Институт экономических стратегий РАН, ИДВ РАН, 2006. 656 c.
16. Ларин В. Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях. – М.: Восток – Запад, 2005. – 182 с.
17. Лукин А.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XXI веках. - М.: Восток-Запад: АСТ, 2007. – 598 с.
18. Тренин Д.. Китайская проблема России. М.: Моск. Центр.Корнеги. 1998. 57 с.
19. Joseph Nye Jr. The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go It Alone //Oxford University Press, 2002
Статьи научных и периодических изданий, сборники, доклады
20. Арефьев А.Л. Российские студенты в китайских вузах / Демоскоп Wekly. №441-442. 2010
21. Делюсин Л. Китай на дороге XXI века // Власть. 2007, №3 с. 22
22. Дугин Н. Китайский синдром – Фармвестник, № 9(499), 2008 – С.11.
23. Зиновьев Г.В. Российско-китайские отношения стратегического партнерства // Российско-китайское сотрудничество: проблемы и решения (материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГИМО (У) МИД РФ, г. Москва, 21-22 декабря 2006 г.). Под. ред. А.В. Лукина. М.: МГИМО-Университет. 2007.-2004. С.33-44
24. Зонова Т. Дипломатия как инструмент культуры мира и толерантности / Т.Зонова, А. Шестопал // Культура толерантности: опыт дипломатии для решения современных управленческих проблем. - М., 2004. - С. 215-241
25. Косачев: России нужны новые подходы к "мягкой силе" // «Российская газета" от 01.03.2012 - http://www.rg.ru/2012/03/01/kosachev-site.html
26. Красина О.В. Проблемы развития международного межрегионального сотрудничества на примере Амурской области // Российско-китайское сотрудничество: проблемы и решения (материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГИМО (У) МИД РФ, г. Москва, 21-22 декабря 2006 г.). Под. ред. А.В. Лукина. М.: МГИМО-Университет. 2007.-2004.С. 147.
27. Лукин А.В. Лицом к Китаю // Российско-китайское сотрудничество: проблемы и решения (материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГИМО (У) МИД РФ, г. Москва, 21-22 декабря 2006 г.). Под. ред. А.В. Лукина. М.: МГИМО-Университет. 2007.-2004. С.44-49
28. Лукин А. В. Российский подход к Китаю на рубеже веков и перспективы российско-китайских отношений // Северо-Восточная и Центральная Азия: динамика международных и межрегиональных взаимодействий. – М.: РОССПЭН, 2004. - С. 305–332
29. Лю Цзайцы «Мягкая сила» в стратегии развития Китая // Полис. №4. 2009. С. 149