Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Влияние темперамента на способность к обучению у школьников(1 глава диплома)
Введение
В период обучения в школе ребенок сталкивается со множеством трудностей. В основном трудности ребенка связаны с его успеваемостью, адаптацией к школе, протекание и возникновение которых зависят от темперамента школьника.
Темперамент, являясь наиболее ярким и устойчивым компонентом в структуре детской индивидуальности, понимаемый как типичный стиль поведения, имеющий природную основу, проявляет себя в деятельности, в том числе в учебной деятельности, создавая предпосылки для ее успешности или не успешности.
Современная школа придает огромное значение качеству знаний, усваиваемых ребенком. В связи с этим возрастает актуальность организации индивидуального подхода в обучении, а следовательно учет влияния темперамента на способность к обучению.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что учитывая влияние темперамента на способность к обучению, становится возможным педагогу предупреждать неуспеваемость школьника, используя в своей профессиональной деятельности методы руководства в рамках индивидуального подхода, позволяющие сделать процесс обучения и воспитания наиболее эффективным с учетом темперамента ребенка.
В изучении данной темы внесли свой вклад такие ученые как Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов, М. К. Акимова, Э. А. Голубева, Е. П. Ильин, 3. И. Калмыкова, В. Т. Козлова, Н. С. Лейтес, Н. П. Локалова, Н. А. Менчинская, Б.М. Теплова, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын и другие.
Цель исследования: изучение влияния темперамента на способность к обучению школьников.
......
Выводы по первой главе
Темперамент является индивидуально-своеобразным свойством психики, определяющим динамику психической деятельности человека, которая одинаково проявляется в разнообразной деятельности, независимо от е содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.
Каждый тип темперамента обладает своими свойствами и особенностями. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Физиологической основой темперамента служит тип высшей нервной деятельности, т. е. совокупность качеств, с которыми мы появляемся на свет. Темперамент определяет поведение человека и степень его жизненной активности, его эмоциональность. Активность характеризует меру энергичности, быстроты или, наоборот, медлительности, инертности. Эмоциональность — особенности проявления эмоций, чувств, настроений, положительный или отрицательный настрой.
.....
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2001. – 268с.
2. Асеев В.Г. Возрастная психология Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – Иркутск: ИГУ, 2006. – 126с.
3. Белоус В.В. К исследованию влияния типа темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности // Вопросы психологии. 1986. №3. С.113-120.
4. Белоус В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности // Вопросы психологии. 1989. №5. С.65-71.
5. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я.Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. – Пятигорск: Белый ветер, 2008. – 720с.
6. Гоникман Э. И. К учению о темпераментах. Расширенный взгляд. – М.: Сантана, 2005. - 224с.
7. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград: Янтарный сказ, 2010. – 126с.
8. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития. – Кемерово: КГПУ, 2005. – 221с.
9. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.: Знание, 1988. – 180с.
10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. – СПб: Питер, 2004. – 480с.
11. Корнеева Е. Н. Почему они такие разные? Характер и темперамент вашего ребенка. – М.: Академия Развития, 2005. – 160с.
12. Крутецкий В. А. Психология. - М.: Просвещение, 1980. - 352с.
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Сфера, 2008. - 463с.
14. Леонтьева О. О темпераменте ребенка // Дошкольное воспитание. 2000. № 3. С. 132-136.
15. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2001. – 592с.
16. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. - М.: Гардарики, 2000. – 255с.
17. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Характеры и отношения. – М.: Армада-пресс, 2002. – 704с.
.....