Содержание:
1)История возникновения и развития социальной психологии.
2)Предмет социальной психологии, её теоретическое и прикладные задачи. Область практического применения социальной психологии.
3)Методы социальной психологии.Этика исследований.
4)Психология общения и поведения.Понятие, структура, виды и развитие.
5)Межличностные и межгрупповые взаимоотношения.
6)Персональные взаимодействия людей.Аффилиация,привязанность,дружба, любовь.
7)Персональное взаимодействие людей.Власть, вражда,агрессивность,беспомощьность,одиночество.
8)Понятия малая группа,рефферентная и коллектив.Феноменология малых групп.Эффективность групповой деятельности.
9)Теории и стили лидерства.Различия между лидером и руководителем.
10)Межличностные и межгрупповые конфликты и их виды,функции,структура,причины,стратегии поведения и способы предупреждения.
11)Большие группы.Массовые явления психики, их классификация и влияние на людей.Сущность и виды больших социальных групп.
12)Понятие личности, теория личности.Структура личности.Социально-специфический опыт,роли,нормы,позиция личности,самосознание.
13)Влияние группы на личность.Групповые эффекты:фасилитация,ингибиция,синергии,принадлежность и др. Комформизм.Положительное и отрицательное влияние группы на личность.
14)Социальная перцепция и восприятие людьми друг друга.Механизмы и законы восприятия.
15)Среда массовой информации и политические убеждения.Общественное мнение и голосование.Международный конфликт.
16)Помогающее поведение.Ситуационные факторы:когда люди оказывают помощь?Определение альтруизма и просоциального поведения. Отношение к предлагаемой помощи.
17)Источники агрессии гнева.Агрессивное поведение, определение агрессии и его снижение. Демонстрация насилия в СМИ, насилие над близкими людьми.
18)Социальное представления о гендере, теоретические подходы.Сравнение социального поведения женщин и мужчин.Изменение женских и мужских ролей.
19)Установки и изменение установок. Теории установок.Убеждения.
20)Я-концепция как социально- психологический феномен .
21)Социально-психологические барьеры личности, их функции, природа, виды и пути преодоления.
22)Социально-психологические различных общностей их классификация.психология эпохи, народа,эмиграции,брака и семьи.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социальная психология (21 вопрос)
Социально - психологический барьер - это такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно - психического потенциала, тормозит или даже блокирует их реализацию в процессе жизнедеятельности.
В качестве состояния социально - психологический барьер выступает в той мере, в какой он зависит не столько от особенностей данной личности, сколько от конкретной ситуации ее жизнедеятельности. Например, плохое, хотя и временное, настроение человека, вызванное определённым стечением обстоятельств, может оказаться психологическим барьером, деформирующем внимание и понимание в данной конкретной ситуации его общения со своим партнёром.
В качестве же свойства личности социально - психологический барьер представляет собой одно из стабильных проявлений, порождённых особенностями характера личности, а не той или иной преходящей ситуации. Так, повышенная подозрительность, настороженность и недоверие к другим людям, являющейся свойствами характера личности, оказываются, независимо от конкретной ситуации, социально - психологическим барьером на пути общения.
Основная функция социально - психологического барьера состоит в защите личности от угрозы разрушительного воздействия. Психологи рассматривают эти барьеры как средство контроля за степенью соответствия или несоответствия побуждений индивида социальным нормам, равно как и за уровнем стабильности его мировосприятия. Так, в работах Р. М. Грановской и Ю. С. Крижанской психологические барьеры квалифицируются в качестве системы защиты от травмирующей информации и контроля за социально неодобряемыми побуждениями. В свою очередь, сама система психологической защиты трактуется как механизм поддержания целостности и неизменности модели мира, который блокирует информацию, не соответствующую представлениям человека о мире, а иногда и мешает порождению новых решений, если они могут как-то противоречить существующим на данный момент представлениям.
Однако, защищая от внутренних конфликтов и внешних влияний, барьер одновременно и тормозит, сдерживает, замораживает и консервирует эмоциональную реактивность и впечатлительность, интеллектуальную активность и подвижность личности. Иными словами, психологический барьер ограничивает или даже прерывает эпизодически с его социальным окружением.
Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».
Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально-психологического исследования.
Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).
Наблюдение – «старый» метод социальной психологии. Главная проблема - обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы
«прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю.
Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к