Скачать пример (образец) дипломной на тему "Финансово-правовые аспекты валютного регулирования...."

Финансово-правовые аспекты валютного регулирования и валютного контроля РФ

  • Номер работы:
    215678
  • Раздел:
  • Год добавления:
    21.04.2012 г.
  • Объем работы:
    77 стр.
  • Содержание:
    Оглавление
    Введение 3
    1.Понятие и правовое содержание валютного регулирования 9
    1.1 Понятие и содержание валютных правоотношений 9
    1.2 Понятие и соотношение валютного регулирования 22
    и валютного контроля 22
    1.3. Основные этапы становления и развития валютно-правового режима в РФ 28
    2. Финансово-правовые основы валютного регулирования в РФ 34
    2.1 Место валютно-правового регулирования в системе финансового права 34
    2.2 Понятие и виды валютных ограничений 41
    2.3 Цель, задачи и основные направления регулирования валютного контроля в РФ 51
    3. Основные проблемы и направления развития валютно-правового регулирования в РФ 55
    3.1 Основные проблемы валютно-правового регулирования в РФ 55
    3.2 Основные направления развития валютного регулирования в России. 62
    Заключения 68
    Список используемой литературы 74


  • Выдержка из работы:
    Некоторые тезисы из работы по теме Финансово-правовые аспекты валютного регулирования и валютного контроля РФ
    Введение

    Актуальность выбора темы работы проявляется в политических, экономических и юридических аспектах.
    Экономический аспект определяется следующими основными факторами:
    - глобализация движения финансовых потоков в современном мире;
    - все более активное и масштабное участие валютных ценностей в гражданском обороте (в том числе – внутреннем);
    - последовательное расширение участия отечественных предпринимателей в мировой системе хозяйствования, в том числе путем инвестиций в объекты, находящиеся за границей.
    Их осуществление требует корректировки и совершенствования правового регулирования хозяйственной деятельности. Поэтому интеграция России в мировую экономику повлекла отмену валютных ограничений оборота иностранной и национальной валюты, а также их использования в качестве средства платежа.
    Функции иностранной валюты в международном и внутреннем гражданском обороте разнообразны: она используется для осуществления платежей за различные объекты гражданских прав, предоставления займов и кредитов, в качестве средства возмещения убытков и стоимости неосновательного обогащения, а также как способ минимизации валютных рисков участников внешнеэкономической деятельности. Соответственно, надлежащее исполнение обязательств, выраженных в иностранной валюте, является одним из основных условий предпринимательского успеха. При этом достижение частных целей хозяйствующих субъектов зависит от адекватности правового воздействия. Наметившаяся в последнее десятилетие последовательная реализация принципов частноправового регулирования валютных отношений, являющихся важным элементом внешнеэкономической деятельности, обусловливает актуальность изучения правового регулирования исполнения обязательств, выраженных в иностранной валюте.
    Политический аспект определяется тем, что в валютной сфере помимо частных интересов хозяйствующих субъектов реализуются публичные интересы. Необходимость их обеспечения объективно требует своеобразной формы правового воздействия, в рамках которой частноправовые методы дополняются публично-правовыми.
    При этом, проблемы валютного регулирования на современном этапе становятся все более актуальными и значимыми, поскольку, с одной стороны лежит объективная необходимость Российского государства регулировать и контролировать движение трансграничных потоков с целью поддержания стабильности национальной валюты и платежного баланса страны, а с другой – необходимость либерализации национального валютного законодательства и приведение его в соответствие с международными нормами для полноценного экономического развития России и выхода ее на мировой финансовый рынок. Указанное обстоятельство определяет особую заинтересованность государства в регламентации валютных отношений.
    Актуальность исследования данной темы, заключается в интенсивном развитии трансграничного предпринимательства, которое способствует не только развитию мировых финансовых рынков, международных валютных отношений, но обостряет проблему выработки современных экономико-правовых инструментов регулирования валютных отношений. Однако интерес к данным проблемам обусловлен необходимостью формирования современной валютной политики в России, безусловно, ее параметры задаются сложными экономическими процессами. Между тем, я хотел бы отметить, что нельзя сбрасывать со счетов воздействие глобализации и влияния принципов международного права.
    Становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок. Являясь формой организации движения валютных ценностей в РФ, валютный рынок в последние годы развивался быстрыми темпами: появились новые уполномоченные банки, валютные биржи, валютные отделы на фондовых биржах, широкая сеть обменных пунктов, растет объем валютной выручки предприятий от экспорта товаров, работ и услуг, развивается торговля валютными фьючерсами и опционами.
    Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика - составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д. В процессе предоставления предприятиям хозяйственной самостоятельности и либерализации внешнеэкономической деятельности была разрушена государственная монополия на осуществление экспортных и импортных операций. Предприятия получили возможность самостоятельного выхода на международные рынки, расширился круг осуществляемых ими видов деятельности. Резко возрос оборот как наличной, так и безналичной иностранной валюты в РФ.
    Кроме того, для поддержания стабильности экономики и защиты валюты РФ (рубля), возникла необходимость оказывать влияние на деятельность субъектов экономических отношений.
    Для достижения этих целей потребовались новые законодательные акты, регламентирующие вопросы валютного регулирования и валютного контроля, определяющие порядок осуществления валютного контроля, полномочия и обязанности государственных органов, юридических и физических лиц в области валютных операций.
    В настоящее время уже создана система нормативно-правовых актов, строго регламентирующих круг разрешенных валютных операций и порядок их проведения. Основой этой системы стал ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2002 с последующими изменениями. Следует отметить, что действующее валютное законодательство нельзя считать окончательно сформированным, тем самым, я в своей дипломной работе хотел бы затронуть вопрос по совершенствованию и дополнению валютного законодательства.
    Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль в РФ находятся в постоянной динамике, существует блок теоретических и практических проблем в связи с неоднозначностью формулировок категориального аппарата, а зачастую – полным отсутствием законодательно регламентированной дефиниции. В связи с этим возрастает значение научной оценки данного вопроса.
    Исходя из вышесказанного, можно определить цели и задачи дипломной работы по данной теме.
    Цель дипломного исследования заключается в выявлении на основе теоретических положений, а так же действующего валютного законодательства и нормативно-правовой практики, особенностей средств воздействия, устранение пробелов со стороны государства на валютные отношения в условиях продолжающегося процесса экономического реформирования жизни страны.
    Реализовать поставленную цель возможно путем решения следующих задач:
     проанализировать категорию «валютное регулирование» как институт финансового права и рассмотреть особенности валютных правоотношений;
     обратиться к историческому аспекту, становления и развития валютной деятельности в России, а так же произвести сравнительный анализ валютной деятельности на современном этапе развития;
     дать правовую характеристику валютных регулирования в РФ на современном этапе развития;
     рассмотреть правовые основы валютных ограничений и валютного контроля как элементы валютного регулирования в России;
     проанализировать проблемы правовой регламентации механизма валютного регулирования в Российской Федерации;
     выработать вопросы совершенствования финансово-правового регулирования в сфере валютного контроля;
     рассмотреть судебную практику по изучаемому вопросу.
    Объектом исследования является валютная деятельность в РФ. Предметом исследования в работе, являются органы, осуществляющие валютное регулирование и валютный контроль.
    Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. При этом были использованы источники учебной, монографической и периодической литературы и методические материалы.
    Работа состоит из введения, основной части, включающей 3 главы, заключения, списка литературы.

    Представляется, что валютное регулирование - это установление порядка и правил осуществления валютных операций. В науке финансового права валютное регулирование принято рассматривать в контексте категории "правовой режим".
    В соответствии с таким подходом выделяются три режима валютного регулирования: валютная монополия, система валютных ограничений, отсутствие валютных ограничений (свободная конвертируемость валюты) . С такой позиции валютное регулирование принято рассматривать в качестве правового режима осуществления валютных операций. Между тем отсутствие ограничений вовсе не исключает наличия норм и правил, а также постоянного присмотра (надзора) за осуществляемыми валютными операциями. Очевидно, что правовая природа любого режима, а следовательно, и ограничений корреспондирует с государственным интересом. Поэтому валютные ограничения как инструмент валютного регулирования устанавливаются на федеральном уровне. Законодатель оставляет за отдельными федеральными органами власти (например, Правительством РФ) право осуществлять валютные операции без всяких ограничений, указывая на прерогативу федеральной власти как участника валютных операций.
    Заключения

    Основными факторами, позволившими осуществлять форсированную либерализацию в сфере валютных отношений, стали относительная стабильность социально-экономического развития России в последние годы, значительные по объему и достаточные для обеспечения экономической безопасности золотовалютные резервы страны. К основным побудительным причинам указанных мер следует отнести фактор низкой эффективности применяемых мер валютного контроля, большое количество валютных ограничений, отрицательно влияющих на инвестиционную привлекательность экономики нашего государства, а также ведущиеся страной переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию.
    Реформирование затронуло практически всю систему валютного регулирования: понятийный аппарат, принципы, инструменты и методы правового регулирования валютных операций, их организационную структуру. Вступление в силу нового закона потребовало кардинального обновления нормативно-правовой базы валютного регулирования. Перераспределение функций и полномочий между действовавшими ранее и вновь уполномоченными органами валютного регулирования и валютного контроля привело в ряде случаев к дублированию функций, разрыву устоявшихся схем обмена информацией (прежде всего, это касается созданного в 90-е г. XX века автоматизированного информационного взаимодействия ЦБР, уполномоченных банков и таможенных органов).
    Инструментом реализации валютной политики является валютное регулирование. В условиях рыночной экономики помимо государственного валютного регулирования существует и «стихийное» рыночное регулирование валютных отношений, обеспечивающее «относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов». Однако, рыночное «саморегулирование» валютной сферы является по своей сути весьма нестабильным. Его реализация предполагает нацеленность разрозненных участников валютного рынка на максимизацию своей прибыли, без учета национальных интересов и требований экономической безопасности государства. При этом, на характер действий субъектов валютных отношений влияет множество факторов, в том числе, психологические ожидания и «эффект толпы», способные при неблагоприятных обстоятельствах нанести непоправимый урон социально-экономическому положению страны. Государственное валютное регулирование позволяет нивелировать или, по крайней мере, ограничить негативные последствия рыночного регулирования валютных отношений.
    Таким образом, необходимо понимать, что валютное регулирование государством не может быть отменено, исключительно рыночного валютного регулирования в реальной экономической жизни не существует, как не существует и чисто рыночной экономики. В рыночной экономике государство оставляет за собой право регулирования отдельных сфер экономической деятельности, включая сферу валютных отношений. Рыночное и государственное регулирование валютных отношений дополняют друг друга.
    Валютное регулирование и валютный контроль соотносятся как целое и часть целого, поскольку одним из направлений валютного регулирования, является регламентирование порядка совершения валютных операций, соблюдение валютного законодательства, в том числе, предупреждение нарушений в валютной сфере. Без валютного контроля указанная деятельность (валютное регулирование) невозможна. Следовательно, валютный контроль, является одним из методов валютного регулирования, а также методом регулятивного воздействия на валютные отношения. Валютный контроль в системе валютного регулирования есть проявление сущности власти и государства в валютной сфере.
    Финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает отношения: 1) по осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, которые представляют собой один из институтов финансового права; 2) в рамках поддержания единого порядка осуществления валютных операций, проведения государственного финансового контроля (валютного контроля) с целью упорядочения и охраны валютных отношений публично-правового (финансово-правого) характера, прямо или косвенно имеющих отношение к образованию государственных денежных фондов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; 3) в сфере реализации своих полномочий органами государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность государства, в том числе, валютное регулирование как часть системы валютной и денежно-кредитной политики.
    Будучи связующим звеном между национальной экономикой и мировой, валютное регулирование позволяет более эффективно использовать преимущества от участия в мирохозяйственных связях. Кроме того, оно призвано сдерживать и ограничивать действие негативных факторов, возникающих в мировой экономике и вызывающих резкие колебания курсов национальных валют, масштабный легальный и нелегальный вывоз национальных и зарубежных инвестиционных капиталов, снижение конкурентоспособности национальных производителей, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Поскольку глобализация сферы валютных отношений привела к тому, что валютно-финансовые инструменты перестали являться исключительно внутренними регуляторами развития экономики и превратились в мощное средство экономического и политического воздействия одних стран на другие, роль государства в регулировании валютных отношений не должна недооцениваться.
    Либерализация валютного законодательства Российской Федерации, явившаяся следствием эффективного экономического роста в Российской Федерации, будет способствовать развитию различных направлений коммерческой деятельности резидентов с нерезидентами Российской Федерации, укреплению стабильности национальной валюты и переходу к ее свободной конвертируемости. Вместе с тем валютная либерализация не приведет к упразднению валютного контроля, осуществляемого уполномоченными банками. Более того, прогнозируемое увеличение объемов валютных операций вследствие либерализации приведет к росту контролируемых и учитываемых банками операций.
    Анализ нарушений валютного законодательства, допущенных хозяйствующими субъектами, позволяет сделать вывод о том, что первостепенное значение для экономики страны имеет проблема предотвращения утечки капиталов за границу и их репатриации в Россию. Во многих случаях причиной незаконного вывоза из страны денежных средств, осуществляемого с корыстными целями руководителями и учредителями организаций, является недостаточное законодательное регулирование финансово-кредитной и внешнеэкономических сфер.
    В целях повышения эффективности валютного контроля необходимо:
    – урегулировать отношения в законодательном акте, отдельный раздел которого следует посвятить регулированию полномочий органов валютного контроля и функций их агентов, разграничению компетенции различных ведомств в этой сфере, детально регламентировать деятельность должностных лиц органов и агентов валютного контроля, их права и обязанности;
    – создать специальный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение единой общегосударственной политики в области организации государственного контроля за соблюдением валютного законодательства органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами.



    Список используемой литературы

    1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009.
    2 "Модельный закон о валютном регулировании и валютном контроле" (Принят в г. Санкт-Петербурге 26.03.2002 Постановлением 19-6 на 19-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2002. N 29. С. 123 - 133.
    3 "Соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах-участниках СНГ" (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) // Документ опубликован не был
    4 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
    5 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // "Российская газета", N 253, 17.12.2003.
    6 Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // "Парламентская газета", N 32, 01-07.07.2011
    7 Концепция сотрудничества и координации деятельности государств - участников Содружества в валютной сфере, принятая решением Совета глав правительств СНГ (г. Астана, 15 сентября 2004 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
    8 Распоряжение Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. N 456-р "О подписании Соглашения об основополагающих принципах валютной политики государств - членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала" // СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 2099.
    9 Ашмарина Е.М.Финансовое право./Е.М. Ашмарина, С.О. Шохина. – М.: ЭЛИТ, 2009. – С. 667-668
    10 Корнийчук Г. А. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» – СПС «Гарант», 2011. – 60 с.
    11 Гончаров Е.А. Российская система валютного контроля: пути совершенствования // Мир экономики и права. – 2010. - №3.
    12 Гончаров Е.А. Валютный контроль в РФ: направления, формы и методы // Государство и право: теория и практика: Сборник научных трудов (Материалы научно-практической конференции: «Проблемы юридической науки и образования в современной России» 5 ноября 2009 года. Часть 2. - С.-Пб.: Лема, 2009, Вып. 6. - С. 218
    13 Ерпылева Н.Ю. Современное валютное регулирование в российском банковском праве // Законодательство и экономика. 2011. N 12. С. 21
    14 Илькив И.А. Правовое регулирование международных расчетов: учебное пособие. – М.: Изд-во ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2010
    15 Казарина А.Х. Законность как предмет деятельности российской прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. N 6(8).
    16 Крохина Ю.А. Понятие и содержание валютного права // Финансовое право. - М.: Юрист, 2010, № 5. - С. 10
    17 Конюхова Т.В. Правовое обеспечение финансового контроля в Российской Федерации / Т.В. Конюхова, М.А. Гармаева, А.В. Горева // Право и экономика. – 2006. – № 4, 5, 6. – С.18-22.
    18 Кучеров И.И. К вопросу о предмете и источниках международного валютного права // Финансовое право. 2011. N 1. С. 9
    19 Крылов О.М. Правовое регулирование валютных отношений в современном государстве // Административное и муниципальное право. - М.: Nota Bene, 2010, № 7 (31). - С. 62
    20 Крыгина А.С., Хаменушко И.В. Валютные правонарушения: малозначительность или отсутствие состава? // Законодательство. 2010. N 1. С. 27.
    21 Лисицын А.Ю. Валютно-правовой режим в Российской Федерации // Реформы и право. 2010. N 1. С. 3
    22 Матвиенко Г.В. К вопросу о понятии и видах валютных ограничений // Финансовое право. 2010. N 8. С. 14
    23 Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / В.В. Андропов, К.П. Беляев, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. 1326 с.
    24 Российское предпринимательское право: учебник / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011. 1072 с.
    25 Саттарова Н.А. Меры процессуально-правового принуждения в сфере валютных отношений // Финансовое право. 2009. N 1.
    26 Тосунян Г.А. Валютное право РФ: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Г.А. Тосунян. – М. 2009. – С. 30.
    27 Юнусова, Т.Т. Валютный контроль как инструмент обеспечения внешнеэкономической безопасности России в условиях глобализации [Текст] / Т.Т. Юнусова // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2010. – № 1 (30).
Скачать демо-версию дипломной

Не подходит? Мы можем сделать для Вас эксклюзивную работу без плагиата, под ключ, с гарантией сдачи. Узнать цену!

Представленный учебный материал (по структуре - Дипломная работа) разработан нашим экспертом в качестве примера - 21.04.2012 по заданным требованиям. Для скачивания и просмотра краткой версии дипломной необходимо пройти по ссылке "скачать демо...", заполнить форму и дождаться демонстрационной версии, которую вышлем на Ваш E-MAIL.
Если у Вас "ГОРЯТ СРОКИ" - заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой срочно рассмотреть Вашу заявку.
Если Вас интересует помощь в написании именно вашей работы, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Финансово-правовые аспекты валютного регулирования и валютного контроля РФ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.

Финансово-правовые аспекты валютного регулирования и валютного контроля РФ - похожая информация

Наименование работы
Тип работы
Дата сдачи

Как это работает:

Copyright © «Росдиплом»
Сопровождение и консультации студентов по вопросам обучения.
Политика конфиденциальности.
Контакты

  • Методы оплаты VISA
  • Методы оплаты MasterCard
  • Методы оплаты WebMoney
  • Методы оплаты Qiwi
  • Методы оплаты Яндекс.Деньги
  • Методы оплаты Сбербанк
  • Методы оплаты Альфа-Банк
  • Методы оплаты ВТБ24
  • Методы оплаты Промсвязьбанк
  • Методы оплаты Русский Стандарт
Наши эксперты предоставляют услугу по консультации, сбору, редактированию и структурированию информации заданной тематики в соответствии с требуемым структурным планом. Результат оказанной услуги не является готовым научным трудом, тем не менее может послужить источником для его написания.