Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Правовая охрана земель
Введение
Актуальность темы исследования. В истории России земельные отношения, несмотря на огромную территорию страны, являлись одной из острейших проблем. Отсутствие частной собственности на землю и принципа платного землепользования в советский период вызвало необходимость практически с нуля создавать правила построения земельных отношений в современной России. В Конституции РФ, по сути, право частной собственности на землю было только провозглашено, тогда как реальное вовлечение земель в хозяйственный оборот произошло значительно позже и по-разному в различных субъектах федерации и для различных категорий земель.
Актуальность исследования обусловлена тем, что земля является важнейшим для человечества объектом материального мира и основой жизнедеятельности всего человечества, животного и растительного мира. Соответственно этому охрана земель имеет определенное экономическое значение, так как в значительной степени регулируют вопрос здоровья человека и выживание цивилизации в целом.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) (далее по тексту Конституция РФ) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
По данным государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2010 г. составила 1709,8 млн. гектаров без учета внутренних морских вод и территориального моря .
Официальная статистика, отраженная в Государственном (национальном) докладе о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2009 году, показывает, что за 19 лет (с 1990 по 2009 гг.) произошли существенные негативные изменения в структуре земель сельскохозяйственного назначения. Площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 1,9 млн. га , при этом больше всего пострадали наиболее ценные сельскохозяйственные угодья. Площадь пашни за этот период уменьшилась на 10,7 млн. га: большая часть площади пахотных земель теперь используется как менее ценные угодья -сенокосы или пастбища (их совокупная площадь за указанный период увеличилась на 4,2 млн. га), а также в залежи (площадь залежей за указанный период увеличилась на 4,7 млн. га) .
Необходимость решения вопросов, касающихся охраны земли, с каждым годом все более возрастает. Это связано с тем, что земля является предпосылкой любой хозяйственной деятельности человека, но еще важнее то, что она — первооснова его жизни.
Как неоднократно отмечалось в государственных докладах Министерства природных ресурсов и экологии РФ, практически во всех субъектах Российской Федерации сохраняется тенденция ухудшения состояния земель. Интенсивно развиваются эрозия, дефляция, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и другие процессы, ведущие к потере плодородия сельхозугодий и выводу их из хозяйственного оборота. Водной эрозии подвержено 17,8% площади сельхозугодий, ветровой — 8,4%; переувлажненные и заболоченные земли занимают 12,3%, засоленные и солонцеватые — 20,1% сельхозугодий. Наиболее опасными в эрозионном отношении являются территории Приволжского (50,0%), Южного (16,0%) и Центрального (13,0%) федеральных округов, в дефляционно-опасном — Сибирского (43,0%) и Южного (30,0%) федеральных округов.
Процессы заболачивания в наибольшей степени развиты на территории Центрального (31,0%) и Сибирского (23,0%) федеральных округов, засоления — Южного (около 50,0%) и Сибирского (примерно 30,0%) федеральных округов. В районах Крайнего Севера в результате многоцелевого и крупномасштабного промышленного освоения территорий возникли обширные очаги сильного загрязнения, захламления, нарушения и деградации земель. Невосполнимый ущерб нанесен оленьим пастбищам и в целом оленеводству, являющемуся ведущей отраслью сельскохозяйственного производства и играющему наиболее важную роль в жизни (культура, быт, экономика) коренных народов Севера.
По данным многолетних наблюдений и анализа процессов восстановления нарушенных биогеоценозов на эталонных участках оленьих пастбищ в лесотундре и северной тайге среднестатистический показатель восстановления нарушенных пастбищ составляет 50 лет.
Аналогичные экологические проблемы, связанные с загрязнением земель, характерны для многих нефтедобывающих районов России, таких как Западная Сибирь, Среднее и Нижнее Поволжье и др. Причины загрязнения — аварии на магистральных и внутрипромысловых нефтепроводах, несовершенство технологии нефтедобычи, аварийные и технологические выбросы и т.д. В результате, например, в отдельных районах Тюменской и Томской областей концентрации нефтяных углеводородов в почвах превышают фоновые значения в 150–250 раз. На Тюменском Севере площади оленьих пастбищ уменьшились на 12,5%, т.е. на 6 млн га, замазученными оказались 30 тыс. га. В Западной Сибири выявлено свыше 20 тыс. га, загрязненных нефтью толщиной слоя не менее пяти сантиметров.
Особенности земли как ресурса, её незаменимость, невозможность изменения местоположения и ограниченность требуют тщательного продумывания и ясного регулирования использования каждого земельного участка. Варварское отношение к земле может повлечь за собой, и этому есть исторические примеры, серьёзные социально-экономические проблемы, значительно снизить эффективность функционирования экономики страны и качество жизни населения. До сих пор не существует универсальной модели управления земельными ресурсами, которую можно было бы эффективно внедрить на практике с учётом особенностей того или иного региона.
После изменения законодательства, ставшего следствием экономической реформы, постепенно начали появляться отдельные работы по рассматриваемому вопросу, например, Ю.Н. Федоровой, комментарии и выступления ученых-юристов в печати, как то: Ю.Н. Андреева, В.М. Дикусара, Н.Н. Осокина, В.И. Романова, и др., освещение данного вопроса начало находить отражение в учебниках и учебных пособиях по земельному праву: С.А. Боголюбова, Г.Е. Быстрова, P.K. Гусева, А.И. Масляева и др.
Цель исследования – анализ системы правового регулирования системы охраны земель.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
-сформулировать понятие и выявить сущность охраны земельных ресурсов;
- охарактеризовать основные функции правового регулирования охраны земель;
- определить направления совершенствование системы управления в сфере рационального использования и охраны земельных ресурсов.
Объектом исследования явились общественные отношения, складывающиеся в связи с государственным управлением в сфере охраны земель.
Предмет исследования составили совокупность форм, механизмов и институтов охраны земельных ресурсов.
Теоретическая и методологическая основа исследования. В качестве теоретической основы в работе использовались труды российских и зарубежных учёных, рассматривающие вопросы регулирования охраны земель в государстве.
В работе применялись такие методы исследования, как системно-исторический анализ, синтез, дифференциация.
Заключение
Правовой режим земельного участка во многом определяется земельным законодательством, учитывающим природную специфику земли. Необходимым в правовом регулировании земельных отношений становится соблюдение основополагающего принципа приоритета земли как природного объекта и природного ресурса перед ее использованием в качестве недвижимого имущества.
Правовое обеспечение охраны земель представляет собой единый комплекс взаимообусловленных элементов: правовых норм по охране земель, почв, агроландшафтов и механизма их реализации - юридически значимых мер, имеющих экономический, организационный, информационный, научно-технический, образовательный характер и направленных на предотвращение ухудшения качественных и количественных показателей состояния земель и их восстановление.
Целями правового обеспечения охраны земель являются: сохранение и повышение качественных показателей почв, необходимых для использования земель, сохранение качественных показателей земель как компонентов антропогенных экологических систем (агроландшафтов); сохранение количественных показателей земель посредством достижения устойчивого использования земель в сельском хозяйстве.
Сохранение качественных показателей земель достигается в результате своевременного проведения мероприятий по охране земель, что обеспечивается в рамках эффективного функционирования системы государственного мониторинга земель; правовой оценки изменений качественного состояния почв; планирования проведения мероприятий по охране земель, стимулирования, а также надзора и контроля за их осуществлением.
Решение проблемы неиспользования земель сельскохозяйственного назначения основано на обеспечении использования земель по целевому назначению путем законодательного закрепления критериев «неиспользования земельных участков в сельскохозяйственном производстве» и устранения противоречий и пробелов правового регулирования в сфере осуществления государственного земельного надзора.
Необходимо восполнить пробел в законодательстве и наделить земельный участок сельскохозяйственного назначения достойной законодательной базой, обеспечивающей бесспорное соблюдение норм и правил по использованию и охране таких земель. Для чего первоочередной задачей является введение землеустроительной документации по использованию земельных ресурсов на уровень Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Нормы и правила (Земельный кодекс РФ, ст. 42 - способы, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту) по использованию и охране земельного участка должны включать раздел мероприятия по:
- увеличению интенсивности использования земель, в части ликвидации вкрапленных пятен переувлажненных мест, кустарников, мелколесья, солонцов, такыров и пр.;
- улучшению угодий и защите почв от эрозии, засоления, заболачивания и разрушения;
- охране вод рек и других водных источников от загрязнения (водоохранные зоны, прибрежные полосы);
- защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, биогенного загрязнения и заражения бактериально-паразитическими вредителями и болезнями растений;
- сохранение устойчивости ландшафтов;
- рекультивации нарушенных земель.
Землеустроительные документы в виде норм и правил по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения, сведенные по видам собственности землевладельцам и землепользователям на муниципальном уровне, должны быть обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений по охране и рациональному использованию земель и реализации таких решений. Предложенная система требует законодательного внедрения и тщательной экспериментальной проработки для более детального обоснования ее содержания.
Список нормативных правовых актов и литературы
Нормативно-правовые акты
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Парламентская газета, N 5-6, 14.01.2005.
4 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14
5 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
6 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 12.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147
7 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп., вступающими в силу с 16.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, N 30, ст. 3594,
8 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"// Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, N 14, ст. 1650.
9 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 08.12.2011) О государственном кадастре недвижимости // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4017
10 Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения" // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 141.
11 Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" // "Собрание законодательства РФ", 16.07.2001, N 29, ст. 2947.
12 Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "О мелиорации земель" // "Российская газета", N 10, 18.01.1996.
13 Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" // "Собрание законодательства РФ", 20.07.1998, N 29, ст. 3399.
14 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3018.
15 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды" // "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.
16 Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 03.12.2008) "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009) // "Собрание законодательства РФ", N 20, 14.05.2001, ст. 1972.
17 Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 05.04.2009) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2208.
18 Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Российская газета, N 50, 12.03.2004
19 Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 17.01.2012) Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти // Собрание законодательства РФ, 19.05.2008, N 20, ст. 2290
20 Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии // Российская газета, N 266, 30.12.2008
21 Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 (ред. от 22.11.2006) «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ, 23.02.1998, N 8, ст. 963,
22 Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 03.11.2011) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // Собрание законодательства РФ, 22.06.2009, N 25, ст. 3052.
23 Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (ред. от 15.09.2005) "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании"// "Собрание законодательства РФ", 31.07.2000, N 31, ст. 3295.
24 Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота"//"Собрание законодательства РФ", 25.11.2002, N 47, ст. 4676.
25 Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" // "Собрание законодательства РФ", 12.05.2003, N 19, ст. 1843.
26 Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.09.2002, N 36, ст. 3510
27 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
28 Приказ Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" //"Российские вести", N 147, 08.08.1996.
29 Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" //"Российская газета", N 170, 01.09.2000 (Приказ)
30 Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // ВВАС РФ. 2009. N 11.
Материалы судебной практики
31 Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2010 N 18-Впр09-94 // СПС Консультант Плюс
32 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2011 по делу N А45-14496/2010// СПС Консультант Плюс.
Научные издания, учебные пособия
33 Анисимов А.П. Экологическое право России: Учебник / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, А.Е. Черноморец. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. С. 425 - 433.
34 Афонина А.В. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (постатейный). 2-е изд. // СПС КонсультантПлюс. 2010.
35 Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Юриспруденция. М.: Издательский дом Городец, 2009. С. 288.
36 Боголюбов С.А., Минина Е.Л. Комментарий к Земельному кодексу РФ. – М.: Норма, 2008.
37 Земельное право РФ: Учебник для вузов./Под ред. В.Х. Улюкаева. – М.: Былина, 2008.
38 Земельное право: учебник / В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов и др. М.: Частное право, 2010. 344 с.
39 Правовой механизм государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2009. С. 416.
40 Сорокин, Ю. А. Конституционные основы правового регулирования земельных отношений в современной России : дис. … канд. юрид. наук. Орел, 2009. – 212 с.
Статьи
41 Авдонина О.Г. Прекращение права собственности на земельный участок в результате его принудительного изъятия // Нотариус. 2011. N 6. С. 15 - 19.
42 Анохин С.А. Административно-правовой механизм в сфере использования и охраны земель // "Административное и муниципальное право", 2009, N 5. С. 17
43 Бакирова Р.Т., Левахин В.Г. Понятие и сущность сельскохозяйственных угодий как объектов гражданских прав // Право и экономика. 2007. N 11.
44 Баразгова Р.С. Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков: содержание и соотношение понятий // Современное право. 2009. N 6. С. 71
45 Боголюбов С.А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. N 1. С. 72
46 Воронцова О.В. Ответственность за порчу земли: некоторые правовые проблемы на примере Республики Коми // Российский криминологический взгляд. 2010. № 3. С. 371
47 Гришин А.А. Специфика правовой природы ограниченных прав на землю // Адвокат. 2008. N 6.
48 Дамбиева Т.В. Земля как объект права собственности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. N 11.
49 Дейнега С.Л. Сущность земельной собственности и её роль в развитии общества. Экономические науки. Научно-информационный журнал 2010 декабрь
50 Землякова Г.Л. Проблемы деэкологизации земельного законодательства // Экологическое право. 2011. N 2. С. 15
51 Ибрагимов К.Х. Прогнозирование и планирование мероприятий по охране и использованию земель сельскохозяйственного назначения // Экологическое право. 2011. N 4. С. 37
52 Ибрагимов К.Х. Современные проблемы правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения // Экологическое право. 2009. N 5/6. С. 70
53 Минина Е.Л. Разрешенное использование земельных участков: вопросы установления и изменения // Журнал российского права. 2012. N 1. С. 62
54 Митягин К.С. Правовая природа земельного участка: научно- практические межотраслевые правовые подходы // Законодательство. 2008. N 1.
55 Поднавознова Ю.В. Правовые аспекты совершенствования системы управления в сфере рационального использования и охраны земельных ресурсов // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 3. С. 22
56 Чаркин С.А. Разработка концепции развития земельного законодательства - главное направление модернизации земельного права // Российская юстиция. 2010. N 11. С. 16
57 Суткевич Е.А., Ялбулганов А.А. Организационно-правовые основы государственного кадастра и учета лесных участков // Реформы и право. 2011. N 1. С. 33
58 http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1101