Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Налог на доходы физических лиц: действующий порядок исчисления и пути его совершенствования
Введение
Актуальность темы исследования. История развития любого государства представляет собой процесс последовательного поиска оптимальных способов и форм стимулирующего воздействия на экономику. Вместе с развитием общества, государства происходит изменение законодательства о налогах и сборах. При этом в ходе таких преобразований должны обеспечиваться гарантии участников налоговых правоотношений и определенная стабильность этих отношений.
В центре многих систем налогообложения, в том числе российской системы налогообложения, стоит обложение личных доходов (подоходный налог). При этом, устанавливая налог на доходы физических лиц, законодатель также стремится создать оптимальную правовую модель данного налога, обеспечивающую равномерность налогообложения различных слоев населения.
Однако создание такой модели не возможно без научно-теоретического осмысления отдельных ее элементов, направленных как на установление налоговой обязанности, так и на снижение общей налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков.
Процесс реформирования налогообложения доходов физических лиц не завершен. В настоящее время имеет место тенденция переориентации налога от фискальной к социальной составляющей. Правовой механизм обложения доходов физических лиц постепенно совершенствуется, в том числе посредством усиления роли налоговых вычетов. Целью такого реформирования является создание максимально гибкого механизма обложения, способного реагировать на изменения финансовой экономической ситуации, как на международном, так и на внутригосударственном уровне, обеспечивая максимальную защиту интересов государства и налогоплательщиков. Но для достижения этой цели необходимо предельно четко регламентировать, в том числе с научно-теоретической точки зрения, каждый элемент налога.
В связи с этим проблема регулирования взимания налога на доходы физических лиц является одной из наиболее актуальных для российской финансовой науки и практики налогообложения.
Степень научной разработанности темы исследования. Теоретические основы, принципы налогообложения, в том числе подоходного, были разработаны классиком политической экономии А. Смитом. Определенный вклад в обоснование взимания подоходного налога с учетом прогрессии в налогообложении доходов внесли: Ж.Б. Сей, Д.С. Миль, Ф. Эджоут, К. Маркс, А. Вагнер, Э. Энгель.
Общетеоретической основой исследования являются положения и выводы отечественных ученых и специалистов: С.С. Алексеева, А.П. Алехина, В.И. Балабина, С.В. Барулина, Д.Н. Бахраха, К.С. Бельского, М.Ю. Березина, В.Р. Берника, О.В. Бойкова, М.И. Брагинского, А.В. Брызгалина, Д.Д. Бутакова, Д.В. Виницкого, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, А.Н. Головкина, О.Н. Горбуновой, И.В. Горского, В.И. Гуреева, М.Р. Дзагоевой, А.О. Дикова, В.И. Дымченко, С.В. Запольского, И.В. Караваевой, М.В. Карасевой, В.А. Кашина, В.Г. Князева, А.Н. Козырина, Ю.А. Крохиной, Н.С. Крыловой, М.В. Кустовой, И.И. Кучерова, М.В. Лушниковой, А.В. Малько, Н.И. Матузова, О.В. Мещеряковой, И.С. Морозовой, А.А. Никонова, О.А. Ногиной, С.В. Овсянникова, В.Г. Панскова, В.А. Парыгиной, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, С.В. Разгулина, В.И. Слома, Ю.А. Тихомирова, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичевой, Э.М. Цыганкова, И.А. Цинделиани, С.Д. Шаталова, Н.А. Шевелевой, Р.А. Шепенко, Т.Н. Юткиной и др.
Целью исследования является рассмотрение особенностей порядка взимания налога на доходы физических лиц в современной налоговой системе РФ.
Для реализации поставленной цели при исследовании были определены следующие задачи:
исследовать исторический опыт России в области взимания налога на доходы физический лиц;
проанализировать особенности взимания налога на доходы физических лиц в странах с развитой экономикой;
выявить тенденции в налогообложении доходов физических лиц в современной экономике России;
оценить содержание и правовое регулирование взимания налога на доходы физических лиц;
исследовать налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, установить соотношение с категорией «налоговая льгота»;
изучить практику взимания налога на доходы физических лиц;
выработать предложения по совершенствованию механизма регулирования НДФЛ.
Объектом исследования является система налогообложения доходов физических лиц.
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения доходов физических лиц.
Методологическую основу исследования составляют различные методы научного познания, в том числе: анализ, обобщение, абстрагирование, сравнительно-правовой.
Нормативную базу составили результаты изучения законодательства о налогах и сборах, документы Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы (Министерства по налогам и сборам Российской Федерации), актов органов судебной власти, научные публикации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (55 наименований) и приложений.
Одной из главнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92 - 93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже – по оптимальным оценкам он составляет 60%, по минимальным – около 40%.
Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Понятно, что необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно-обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.
Заключение
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Структура российской налоговой системы по своим основным параметрам соответствует налоговым системам развитых стран, в которых основным источником налоговых доходов прямо или косвенно является заработная плата. В условиях крайне низких доходов большей части населения такая конструкция налоговой системы неспособна обеспечить финансирование бюджетной сферы даже по минимальным стандартам.
Изучение налогов с населения в развитии предоставляет нам возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый же из них - обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй - обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан платить налоги и к сокрытию ими своих доходов.
Налог на доходы физических лиц - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Субъектами налога (налогоплательщиками) НДФЛ (ст. 207 НК РФ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. В зависимости от статуса налогоплательщика объектом налогообложения признается: для налоговых резидентов - доход, полученный от источников в РФ и (или) за ее пределами; для нерезидентов - доход, полученный от источников в России.
Налоговой базой является определенная сумма дохода, исчисленная в соответствии с требованиями ст. ст. 210-213.1 НК РФ. От налогообложения освобождаются более тридцати видов доходов физических лиц, перечисленных в ст. 217 НК РФ. Среди них различного рода государственные пособия, выплаты и компенсации, государственные пенсии, стипендии, алименты, гранты, материальная помощь работникам (в размере до 4 тыс. рублей) и др.
Кроме того, предусматриваются четыре вида налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу и, соответственно, общий размер налога на доходы. Налоговые вычеты предоставляются лишь тем налогоплательщикам, которые получали в налоговом периоде доходы, облагаемые по ставке 13%. Налоговый период равен календарному году.
Налоговые ставки устанавливаются в соответствии со ст. 224 НК РФ: основная ставка - 13%; п. 2. ст. 224 - 30%; п. 3 ст. 224 НК РФ - 35%; п. 4 и 5 ст. 224 НК РФ - 9%.
Порядок исчисления налога с учетом требований ст. 225 НК РФ предполагает исчисление налога налогоплательщиком (индивидуальным предпринимателем и другими лицами, занимающимися частной практикой) самостоятельно (ст. 227 НК РФ), а авансовых платежей - налоговыми органами (ст. 227 НК РФ), физическими лицами - самостоятельно (ст. 228 НК РФ). Налог, уплачиваемый с доходов по операциям с ценными бумагами, исчисляется согласно ст. 214.1 НК РФ. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст. 226 НК РФ производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Порядок уплаты налога установлен в ст. ст. 227 и 228 НК РФ, а сроки уплаты налога предусмотрены в ст. ст. 214.1, 226, 227, 228 НК РФ.
Анализ налоговой политики в Российской Федерации на современном этапе показывает, что, несмотря на формальную унитарность подоходного налога в России на практике оказывается, что базой налога является, главным образом, заработная плата. Подоходный налог платят в основном наемные работники.
Проанализировав величину налоговой нагрузки в прожиточном минимуме, можно установить, что она составила в 2010 г. - 25,91 %, а в 2011 г. - 26,94 %. Это, во-первых, существенно отличается от доли расходов на оплату налога на доходы физических лиц (7,92 % и 9,23 % соответственно), во-вторых, очевид¬на тенденция к росту налогового бремени, возлагаемого даже на те категории населения, которые получают доход на уровне прожиточного минимума. Причем, весь прирост налоговой нагрузки пришелся на налог на доходы физических лиц за счет того, что динамика величины стандартных налоговых вычетов, учтенных в расчете, отстает от роста прожиточного минимума. Снижение ставки НДС и отмена налога с продаж лишь несколько смягчили рост налоговой нагрузки в прожиточном миниму¬ме за счет налога на доходы. Представляется, что это доказывает крайнюю несправедливость налоговой и социальной политики современной России.
Для совершенствования налогообложения доходов физических лиц в РФ целесообразно ввести необлагаемый налогом на доходы физических лиц минимум приблизительно равный прожиточному минимуму, либо отменить налог на доходы граждан с низким уровнем доходов; предусмотреть ежегодную индексацию стандартных налоговых вычетов на уровень инфляции.
Приоритетными направлениями развития налогообложения доходов физических лиц в современных условиях пост экономического кризиса являются увеличение размеров налоговых вычетов, повышение роли налоговых льгот. Кроме того, целесообразно создание право¬вых инструментов для оценки налоговыми органами базы налогообложения физических лиц на основе так называемых «внешних признаков» богатства. Главной целью любой налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Она призвана обеспечить более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и упрощение налоговой системы в целом. При этом система администрирования налогов должна способствовать снижению уровня издержек исполнения налогового законодатель¬ства, как для государства, так и для налого¬плательщиков.
Сохранить в полном объеме стандартные страхо¬вые вычеты, заложенные в существующем Налоговом кодексе, за исключением вычетов на детей и иждивен¬цев, т.к. механизм льготного налогообложения семьи нами уже учтен в предложенных мероприятиях.
В этих целях предлагается, по примеру западных стран, повсеместно внедрять электронные варианты начисления заработной платы и совершения покупок, вводить системы получения зарплаты работниками со своего расчетного счета в банке, ускорить работу по присвоению каждому гражданину индивидуального налогового номера (ИНН), вести контроль за крупными покупками и сделками физических лиц, обеспечить создание механизма взимания налогов у источника до¬ходов, жестче осуществлять контрольные проверки предприятий, явно занижающих уровень доходов своих сотрудников.
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовая база:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011).
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011).
4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).
5. Федеральный закон от 22.07.2005 № 118-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
7. ФЗ от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».
8. Отчеты об исполнении консолидированных бюджетов Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за период с 01.01.2003 по 01.01.2012 (форма по КФД 0507021).
9. Письмо от 23 января 2009 г. № 3-5-03/051@ «О налоге на доходы физических лиц».
10. Письмо Минфина РФ от 08.12.2011 г. № 03-04-05/8-1014 «О стандартном вычете НДФЛ».
II. Монографическая и учебная литература:
11. Анисимов, А. Л. Трудовые отношения и материальная ответственность работодателей и работников [Текст] / А. Л. Анисимов. - М.: Деловой двор, 2011. - 320 с.
12. Ашмарина, Е. М. Налоговое право [Текст] / Е. М. Ашмарина, Е. С. Иванова, Е. В. Кудряшова, Т. Д. Мыктыбаев. - М.: КноРус, 2011. - 240 с.
13. Балашов, А.И. Предпринимательское право. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности [Текст] / А. И. Балашов. - М.: Питер, 2011. - 320 с.
14. Гончаренко Л.И., Варнавский А.В., Горбова Н.С. и др. Налоги и налоговая система Российской Федерации – М.: ИНФРА-М, 2009.
15. Елин, А.С. Налог на доходы физических лиц [Текст] / А.С. Елин. - М.: Гросс Медиа, 2010. - 256 с.
16. Елин, А.С. Налогообложение доходов физических лиц [Текст] / А.С. Елин. – М.: Инфра-М, 2011. - 84 с.
17. Карсетская, Е. В. Налог на доходы физических лиц [Текст] / Е. Карсетская. - Москва: АйСи Групп, 2009. - 207 с.
18. Кваша, Ю. Ф. Налоговое право. Краткий курс лекций [Текст] / Ю. Ф. Кваша, А. П. Зрелов, М. Ф. Харламов. - М.: Юрайт-Издат, Юрайт, 2011. - 176 с.
19. Крохина, Ю. А. Налоговое право [Текст] / Ю. А. Крохина. - М.: Юрайт, 2011. - 464 с.
20. Кучеров, И. И. Теория налогов и сборов: монография [Текст] / И. И. Кучеров. - М.: ЮрИнфоР ЗАО, 2009. - 472 с.
21. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
22. Молчанов С.С. Налоги за 14 дней. Экспресс-курс – М.: Эксмо, 2009.
23. Налоги. Уч. пособие [Текст] / [Д. Г. Черник и др.]; под ред. Д. Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 514 с.
24. Налоговое администрирование в 2010 году: [сборник / редколлегия: А. В. Брызгалин и др.]. - Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2010. - 232 с.
25. Налогообложение доходов физических лиц: ответы на сложные вопросы налогоплательщиков и налоговых агентов. Расходы на рекламу: обоснованность, нормирование, спорные вопросы исчисления / [редколлегия: А. В. Брызгалин (главный редактор) и др.]. - Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2011. - 288 с.
26. Нестеров, Г. Г. Налоговый учет [Текст] / Г. Г. Нестеров, А. В. Терзиди. - М.: Рид Групп, 2011. - 304 с.
27. Павленко, С.П. Правовое регулирование налога на доходы физических лиц диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14 / С. П. Павленко; [Место защиты: Всерос. гос. налоговая акад. М-ва финансов РФ].- Москва, 2010.- 211 с.
28. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов. 4-е изд., пер. и доп. [Текст] / В.Г. Пансков. - М.: Книжный мир, 2010. - 418 с.
29. Парыгина, В.Л. Проблемы понятия и механизма нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений в Российской Федерации [Текст] / В.Л. Парыгина. – М.: Прогресс, 2009. - С. 17-18.
30. Перов, А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие [Текст] / А.В. Перов. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 318 с.
31. Петрова, Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов [Текст] / Г.В. Петрова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 2011. – 246 с.
32. Рахманова С.Ю. Актуально о НДФЛ [Текст] / С.Ю. Рахманова. – М.: Гросс Медиа, 2011. - 186 с.
33. Реформа налогообложения доходов населения в России: результаты в 2000-2007 гг. [Текст] / [Анисимова Л. и др.]; Ин-т экономики переход. периода. – М.: ИЭПП, 2008. - 256 с.
34. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России.
35. Семенихин, В.В. Налог на доходы физических лиц 2009: большой справочник налогоплательщика [Текст] / В.В. Семенихин. - Москва: СПС Гарант. - Саратов: IPR Media, 2009. - 266 с.
36. Филина, Ф. Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Текст] / Ф. Н. Филина. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. - 156 с.
37. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник [Текст] / Т.Ф. Юткина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 429 с.
III. Периодические издания:
38. А.А.Сбежнев, Д.Е.Фадеев Налоги. Социальный аспект // Налоговый вестник. – 2011.
39. Артемова И. Практика налогообложения физических лиц в развитых странах // Клуб главных бухгалтеров. – 2011. – №11. – с.57-68
40. Баканов, С.А. Система статистических показателей налогообложения доходов физических лиц [Текст] / С.А. Баканов. // Налоги. - 2010. - №11. - С. 34 - 37.
41. Балтина, A.M. Оценка налоговой нагрузки на доходы физических лиц в России [Текст] / A.M. Балтина, Ю.Г. Тюрина // Оренбургский государственный университет. - 2011. - №6. - С. 36 - 42.
42. Березин, М.Ю. Налоговый контроль и экономическая свобода налогоплательщиков [Текст] / М. Ю. Березин // Бухгалтерский учет. - 2011. - № 17. - С. 5-9.
43. Борзунова, О.А. В налоговом законодательстве снова грядут перемены [Текст] / О.А. Борзунова // Финансы и кредит. - 2009. - № 12. - С. 2-8.
44. Борзунова, О.А. Правовые основы совершенствования налоговой системы [Текст] / О. Борзунова. // Финансы. – 2008. - №7. – С.33.
45. Бурцев, Д.Г. Налоговый контроль во Франции: особенности регистрации предприятий и проведения на них проверок [Текст] / Д. Г. Бурцев // Аудиторские Ведомости. - 2007. - № 8. - С. 77-85.
46. Войнова, Н. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля [Текст] / Н. Н. Войнова // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - № 2. - С. 61-63.
47. Гарбузова, В. Социально-экономическая модель США [Текст] / В. Гарбузов // Общество и экономика. - 2009. - № 11. - С. 228-277.
48. Гуревич, С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе [Текст] / С.В. Гуревич // Финансы. - 2010. - №3. - С.32 - 34.
49. Древаль, Л.Н. К вопросу о совершенствовании налогового контроля [Текст] / Л. Н. Древаль, О. В. Турчина // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2006. - № 3. - С. 271-272.
50. Иванова, А.И. Налоговая система и налоговый механизм: направления их совершенствования в Российской Федерации в современных условиях [Текст] / А. В. Иванова // Финансы и кредит: проблемы методологии и практики. - 2011. - № 1. - С. 81-89.
51. Ильин, А.Ю. Налоговый контроль за расходами физических лиц [Текст] / А. Ю. Ильин // Право и экономика. - 2007. - № 1. - С. 66-68.
52. Кузнецова, И.Ю. Доминанты повышения эффективности социальной направленности налогообложения доходов физических лиц [Текст] / И.Ю. Кузнецова // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2009. - № 2. - C. 51 - 54.
53. Кузнецова, И.Ю. Оценка введения плоской шкалы обложения доходов физических лиц с позиций социальной справедливости [Текст] / И.Ю. Кузнецова // Социальная политика и социальное партнерство. - 2010. - № 4. - С. 21 - 24.
54. Лавник Р.В. Налог на доходы физических лиц: его значение для бюджетов регионов Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. – 2009. – №4. – с. 11-14;
55. Павленко, С.П. Некоторые проблемы определения объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц в России и за рубежом [Текст] / С.П. Павленко // Финансовое право. - 2010. - № 5. - С. 24 - 27.
56. Сбежнев, А.А. К вопросу о стандартных налоговых вычетах [Текст] / А.А. Сбежнев // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2007. - № 6. - С. 478-479.
57. Сбежнев, А.А. Некоторые правовые аспекты возникновения права на налоговые вычеты по НДФЛ [Текст] / А.А. Сбежнев // Налоги и налогообложение. - 2009. - № 10. - С. 71-76.
58. Семина Л.Б. Социальные налоговые вычеты: условия предоставления и перспективы развития // Налоговая политика и практика. – 2008. – №4. – с. 23-31;
59. Тернопольская Г.Б. Налоговые новации в программах партий // Финансы и кредит. – 2008. – №17. – с.55-62.
60. Шаталов С.Д. Налоговая политика РФ в ближайшей перспективе // Финансы. – 2009. – №7. – с.3-7.
61. Шмелев Ю.Д. О налоговом механизме перераспределения доходов // Финансы. – 2008. – №9. – с.42-46.
Электронные источники:
62. О поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года // http://www.nalog.ru/nal_statistik/statistic/budjet/.
63. http://www.nalog.ru/ – Официальный сайт Федеральной налоговой службы.
64. http://www.roskazna.ru/ – Официальный сайт Федерального казначейства.
65. http://mf.mosreg.ru/ – Официальный сайт Министерства финансов Московской области.