Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Современная политика стимулирования иностранных инвестиций в России
Введение
Определяющей чертой современного этапа экономического развития является глобализация, сущность которой заключается в интернационализации производства, международном движении капитала, товаров и услуг. В современном мире уровень развития страны определяется структурой экономики, удельным весом высокотехнологичных отраслей, вовлеченностью в международный информационный обмен, наличием развитой рыночной инфраструктуры, уровнем образования и качеством рабочей силы. Эти показатели определяют инвестиционную привлекательность страны.
Иностранные инвестиции являются существенным фактором роста национальных экономик, важным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг. Иностранные инвестиции служат каналом распространения новых технологий производства и менеджмента. Они меняют отраслевую структуру стран-реципиентов капитала, влияют на динамику их развития.
Вместе с тем, иностранные инвестиции могут оказывать и отрицательное воздействие на экономику принимающей страны. Чрезмерная активность иностранного капитала может обострять социальную и политическую напряженность в стране, консервировать отсталую отраслевую структуру национального хозяйства.
Эти аспекты нужно учитывать при выработке национальной политики в области иностранных инвестиций, которая должна носить комплексный характер. Кроме того, следует принимать во внимание системный эффект воздействия иностранного капитала на национальную экономику. Это обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику страны-импортера капитала.
В современных условиях возрастает потребность в научном обосновании эффективной государственной инвестиционной политики, которая позволит увеличить отдачу от иностранных инвестиций, улучшить качество управления инвестиционными процессами, создать дополнительные экономические стимулы для развития предпринимательства. В то же время необходимо принимать меры по смягчению отрицательных последствий притока иностранного капитала в экономику страны-реципиента.
Актуальность исследования определяется необходимостью достижения устойчивых и высоких темпов экономического роста России. Существенную роль в этом процессе играют инвестиции, в т.ч. иностранного происхождения. При этом иностранные инвестиции следует рассматривать как фактор, безусловно необходимый для ускорения нацио¬нального развития, но в идеале лишь дополняющий внутренние капиталовложения.
Однако в целом ряде случаев власти той или иной страны не в состоянии мобилизовать достаточные количества инвестиционных ресурсов и эффективно их использовать.
В условиях ограниченности собственных инвестиционных ресурсов предприятий (механизм самофинансирования) и возможностей привлечения инвестиций отечественного происхождения, связанных с неблагоприятным инвестиционным климатом и имиджем страны и, как следствие, бегством капитала, в целях финансирования потребностей отечественных предприятий в создании необходимой материально-технической и технологической базы особую значимость приобретают именно иностранные инвестиции.
В связи с тем, что иностранные инвестиции направляются на создание, расширение, ре¬конструкцию и техническое перевооружение основного капитала, на связан¬ный с этим прирост оборотного капитала, на углубление использования инве¬стиций национального происхождения, на повышение квалификации нацио¬нальных кадров и т.п., особую актуальность приобретает изучение комплекса вопросов о мотивации и причинах заинтересованности иностранных инвесторов, о формировании условий, стимулирующих приток иностранных инвестиций, о путях и механизмах накопления и реализации инвестиционного потенциала территорий.
Цель работы заключается в анализе современной политики по привлечению иностранных инвестиций и выявление направлений её совершенствования.
Задачи дипломной работы:
- проанализировать исторический опыт формирования политики по привлечению иностранных инвестиций;
- проанализировать современную ситуацию по привлечению иностранных инвестиций в России;
- предложить мероприятия по совершенствованию инвестиционной политики России.
Объект исследования - политика по формированию и привлечению иностранных инвестиций в Россию.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие при реализации мер по привлечению иностранных инвестиций.
Теоретическую и методологическую основу исследования состави¬ли работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов по изучаемой проблематике, комментарии и экспертные оценки специалистов. Важнейшие аспекты данной проблемы были рассмотрены в работах Абрамова С.И., Бар¬да В.С., Бланк И.А., Бочарова В.В., Бузулукова С.Н., Веретенниковой И.И., Дрогобыцкого И.Н., Зимина А.И., Иванова Г.И., Игошиной Н.В., Ковалева В.В., Маренкова Н.Л., Паштовой Л.Г., Сергеева И.В., Слепневой Т.А., Тагир¬бекова К.Р., Фаминского И.П., Чапек В.Н., Щепе¬товой С.Е., Яркина Е.В.
Источники информации: в работе использованы аналитические, информационные и статистические материалы российских и международных организаций.
Иностранные портфельные инвестиции поступали, в основном, в акции и паи организаций по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 50,2% от общего объема данного вида поступления, организаций связи - 29,5%; в долговые ценные бумаги организаций строительства - 50,3% от общего объема данного вида поступления, организаций, осуществляющих деятельность в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 18,6%.
Портфельные инвестиции в 2010г. поступили, в основном, из Виргинских (Британских) островов - 49,5% их общего объема поступления и Кипра - 29,0%.
Прочие иностранные инвестиции возросли в 2010г. по сравнению с предыдущим годом на 53,3% (в 2009г. по сравнению с 2008г. отмечено снижение на 13,5%). В структуре прочих инвестиций произошли некоторые изменения. При снижении доли торговых кредитов в общем объеме прочих инвестиций с 21,4% в 2009г. до 17,6% в 2010г., доля прочих кредитов возросла соответственно - с 78,0% до 79,3%.
Заключение
Проведенное в дипломной работе исследования позволяет сделать следующие выводы.
Иностранные инвестиции являются необходимым условием модернизации российской экономики, поскольку осуществить ее только за счет внутренних ресурсов невозможно. Даже при формировании инновационных точек роста типа Сколково есть расчет на внешние факторы - привлечение иностранных специалистов и т.д. При этом новые технологии можно получить не только в сотрудничестве с развитыми странами. Удачными примерами тому служат китайские инвестиции в создание предприятия по производству литиевых батарей в Новосибирске и российско-израильское сотрудничество в сфере производства беспилотных аппаратов и ряда других элементов авионики. России нужны талантливые руководители и талантливые венчурные фонды, которые могли бы заниматься поиском и привлечением технологий.
Иностранные инвестиции в России сокращаются. Основной причиной тому стал экономический кризис и общемировые тенденции. Однако сокращению инвестиций способствует и ухудшение инвестиционного климата в стране, о котором свидетельствуют результаты целого ряда различных рейтингов. Один из главных показателей хорошего инвестклимата - благоприятные условия для развития бизнеса.
При этом инвестиционный имидж России - т.е., ее образ для инвесторов, которые еще не пришли в страну - еще хуже, чем инвестиционный климат. Хотя в России объективно существуют прекрасные возможности для развития бизнеса, но в глазах многих потенциальных инвесторов их перевешивают очень большие риски. В частности, новые инвесторы боятся вкладывать деньги в Россию, напуганные бытующими на Западе представлениями о криминогенной обстановке. У России очень много плюсов, но на каждый из них есть и минусы. Так, например, российские рабочие, конечно, образованнее, чем индийцы или китайцы, но зато у нас есть проблемы с трудовой дисциплиной и пьянством. И отрицательный имидж России останавливает многих потенциальных инвесторов.
Отрицательный имидж России является своеобразным ассиметричным ответом на инвестиционную политику развитых стран, которую они проводят с конца 60-х гг. прошлого века. Экономически сильные страны пропагандируют свободу торговли и свободу инвестиций - в других странах. При этом они формально разрешают приходить и к себе. Однако менее развитым странам просто не с чем прийти - ведь все, кроме сырья, у них технологически находится на 2-3 ступеньки ниже. Сегодня достаточно высокий объем прямых иностранных инвестиций в США свидетельствует о том, что менее развитые страны, открыв свой рынок, хотят, в свою очередь, прийти в Америку. Однако, как правило, они могут инвестировать лишь в производства, качественно не важные, не определяющие рост или перспективу страны. С этой точки зрения, отрицательный имидж России тоже можно считать своеобразным защитным механизмом, что позволяет нам закрыть рынок от конкуренции - и, прежде всего, со стороны средних и малых компаний. Между тем приход именно малого и среднего бизнеса мог бы принести немало пользы российской экономике. Сегодня же положение дел в стране таково, что к нам рискуют приходить только крупные компании - только они могут выйти на уровень руководителей страны и получить какие-то гарантии или преференции. Поэтому укрепление отрицательного российского имиджа на руку крупным компаниям, хотя объективно уровень коррупционности, бюрократизма и организационно-технических сложностей во многих восточноевропейских странах выше, чем у нас.
Россия остро нуждается в иностранных инвестициях - особенно при нынешнем дефиците госбюджета. Поэтому крайне важно предпринять решительные шаги по улучшению инвестиционного климата. Меры правительства в этом направлении явно недостаточны. Например, решение правительства, объявленное на консультационном совете по иностранным инвестициям, о введении должности омбудсмена по иностранным инвестициям - свидетельствует о том, что российское правительство никак не может уйти от точечного управления. Между тем, для решения масштабных задач подобные методы не годятся - необходимо создавать какие-то общие условия.
Надо прорабатывать меры для допуска зарубежных инвесторов малого и среднего бизнеса и использовать положительный опыт других стран. Надо находить подходы к зарубежным инвесторам, уметь их заинтересовать и проводить гибкую, умную политику. Надо совершенствовать законодательство в инвестиционной сфере и чутко следить за ситуацией. Так, принятое постановление правительства о промышленной сборке позволило привлечь солидные инвестиции в автомобильную промышленность. Однако это можно было сделать гораздо раньше, Китай, например, применил подобные меры в 90-е гг. Сегодня Минэкономразвития, воодушевленное успехом, для продления соглашения с инвесторами в сфере автопрома выдвигает уже новую редакцию соглашений - гораздо более жесткую. Между тем, не стоит переоценивать российские возможности, надо смотреть на зарубежный опыт и использовать как можно более разнообразные рычаги воздействия и привлечения.
В недостаточной инвестиционной привлекательности России во многом виновата политика правительства. Не предпринимается никаких разумных шагов по созданию положительного образа страны за рубежом.
В силу специфики российской экономики многие регионы, если они не обладают сырьем, зачастую являются депрессивными. И здесь очень важна активность региональной власти. Решать все вопросы в Москве невозможно и неправильно. Даже если речь идет о региональной экономической политике, нужно решать это своими средствами. Как показывает опыт нескольких регионов (Татарстан, Калуга и ряд других), можно достаточно успешно действовать на региональном, локальном уровне, привлекая инвестиции - это очень мощный инструмент регионального развития и решения социальных вопросов.
Список литературы
1. Бекяшев К. А. Таможенное право. Учебник. Издательство: Проспект, 2010
2. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Российское право, 1992
3. Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996
4. Богуславский М.М. Правовое положение иностранных инвестиций: Учебное пособие, Изд-во - Москва, 2009
5. Боровиков А. Ф. Конституционные гарантии прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений: теория и практика. Издательство: СПбГУП, 2009
6. Бровкина С.С. Правовое обеспечение гарантий иностранных инвесторов в национальном законодательстве РФ и международном частном праве. Автореф. канд. юрид. наук. М., 2005
7. Внешнеэкономическая деятельность / под ред. Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелова. – 6-е изд., стереотипное. – М.: Академия, 2009
8. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции и смешанные предприятия в странах Африки. М., 1975
9. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). М.: Инфра-М, 2006
10. Граве А.В. Таможенное право Учебный курс / А.В. Граве. - М.: МИЭМП, 2009
11. Гурова И.П. Мировая экономика. – М.: Омега-Л, 2010
12. Доронина Н.Г. Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций: Учебное пособие, Изд-во - Законодательство и экономика, 2010
13. Завражных М. Л. Таможенное право России. Учебное пособие. Издательство: Омега-Л, 2010
14. Инвестиции в России. 2011: Стат.сб./ Росстат. - М., 2011
15. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Экономистъ, 2010
16. Истомин С. И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. Издательство: Деловой двор, 2008
17. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978
18. Коник Н. В. Таможенное дело. Учебное пособие Издательство: Омега-Л, 2010
19. Корниенко О.В. Мировая экономика. – Спб.: Питер, 2009
20. Кретов И.И. Внешнеторговое дело: учеб. пособие / И.И. Кретов, К.В. Садченко; Акад. внеш. торговли. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2010
21. Логистика. Информационные системы и технологии / Сергеев В.И., Григорьев М.Н., Уваров С.А. М.: Альфа-Пресс, 2008
22. Лопатников Л.И. Краткий экономико-математический словарь. М., 1979
23. Массе П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений. М., 1971
24. Международные контракты и расчеты. 2-е изд. перераб. и доп. / Михайлов Д.М М.: Юрайт-Издат, 2008
25. Международные экономические отношения. Международный бизнес / под ред. А.Ю. Архипова, Е.П. Пузаковой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
26. Мировая экономика / под ред. Б.М. Смитиенко. – М.: Юрайт, 2010
27. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Под редакцией А.С. Булатова и Н.Н.Ливенцева. - М.: Магистр, 2008
28. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / под общ. ред. В.В. Полякова и Р.К. Щенина. – 6-е, стереотипное. – М.: КНОРУС, 2009
29. Панченко В.И. Валютное регулирование в таможенном деле. Учебное пособие для ВУЗов. Издательство «Троицкий мост»,2010
30. Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – М.: Экономистъ, 2009
31. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009
32. Самолаев Ю. Н. Основы таможенной логистики. Гриф УМО ВУЗов России. Издательство: Альфа, 2008
33. Смитиенко Б.М. Мировая экономика: Учебник. - М.: Высшая школа, 2009
34. Спиридонов И.А. Мировая экономика: учебное пособие. 2-е издание. – М.: Инфра-М, 2010
35. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения (науч.-практ. издание). М.: "Волтерс Клувер", 2005
36. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие. М.: "Волтерс Клувер", 2006
37. Халевинская Е.Д. Международные торговые соглашения и международные торговые организации. - М.: Магистр, 2010
38. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Магистр, Инфра-М, 2011
39. Халипов С.В. Таможенное право: учеб. / С.В. Халипов. - М.: Высшее образование, 2009
40. Цыпин И. С., Веснин В. Р. Мировая экономика. – М.: Проспект, 2009
41. www.economy.gov.ru
42. www.gks.ru
43. www.minpromtorg.gov.ru
44. www.ved.gov.ru