Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Методические аспекты внеклассной работы со школьниками по безопасности жизнедеятельности
Введение
Актуальность темы исследования. Важнейшая задача школы - давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки, умения, применять их на практике. В связи с этим нужна такая организация обучения, при которой бы дети включались в работу. Многое зависит от учителя: как он организует работу, в том числе и с учетом уровня подготовленности класса, их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей каждого учащегося, выделяя целесообразность той или иной формы внеклассной работы. Если учитывать все эти моменты, то можно так поставить внеклассную работу, при которой легко добиться высоких результатов.
Реформа школы требует усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей. Большими резервами в решении поставленной задачи обладает взаимосвязанная урочная и внеурочная работа учащихся по разным предметам, в частности, по БЖД.
Внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательной работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Образовательной по содержанию является внеклассная работа по БЖД.
Внеклассная работа по БЖД создает дополнительные возможности учителям по осуществлению дифференцированного подхода к «средним» и «слабым» учащимся для достижения планируемых результатов обучения. В этом случае она может способствовать совершенствованию знаний и умений. Однако внеклассная работа по БЖД как теоретически, так и практически не обеспечена. Методических пособий по проведению внеклассной работы по БЖД катастрофически мало.
Возникло противоречие между необходимостью проведения внеклассной работы по БЖД и недостаточным уровнем разработанности методических вопросов ее организации и проведения. Этим объясняется актуальность проблемы методики проведения внеклассной работы по БЖД в школе. В связи с этим для исследования мы избрали тему «Методические аспекты внеклассной работы со школьниками по безопасности жизнедеятельности».
Целью исследования является разработка методики организации и проведения внеклассной работы по БЖД, а именно, внеклассных занятий, как со всем классом, так и с отдельными учащимися.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть роль и сущность внеклассной работы в формировании навыков БЖД личности;
- изучить методы и формы внеклассных занятий по БЖД;
- разработать систему внеклассной работы со школьниками по безопасности жизнедеятельности;
- осуществить проверку эффективности предложенной системы внеклассной работы со школьниками по безопасности жизнедеятельности.
Объект исследования - внеклассная работа по БЖД в школе.
Предмет исследования - процесс совершенствования знаний по БЖД при реализации различных форм внеклассных занятий.
Цель, объект и предмет, а также задачи исследования позволили нам выдвинуть следующую гипотезу: если внеклассную работу организовать на основе разработанной нами методики, учитывающей групповые и индивидуальные формы организации, то это будет способствовать: а) повышению интереса детей к учению; б) развитию интереса учащихся к внеклассной работе в целом.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
- анализ методической и психолого-педагогической литературы по теме дипломной работы, изучение действующих учебников и программ;
- изучение учащихся с разной успеваемостью и интересами на протяжении всего периода их участия во внеклассных занятиях;
- изучение и наблюдение внеклассной работы по БЖД;
- констатирующий и поисковый эксперименты.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что предлагаемая методика организации и проведения внеклассной работы, охватывающей всех учащихся школы, расширяет и углубляет понимание путей влияния обучения БЖД на общее развитие и развитие индивидуальных способностей учащихся.
Практическая значимость работы состоит в следующем:
1. Содержащиеся в исследовании теоретические положения, эмпирические факты и сделанные на их основе выводы могут служить основанием для разработки программ, стандартов общеобразовательной школы и методических рекомендаций для учителей;
2. Разработанная и апробированная система внеклассной работы по БЖД, может быть использована в практике школы;
3. Полученные данные могут использоваться при чтении лекций студентам факультетов педагогики и методики образования педагогических вузов, педагогических колледжей, на курсах повышения квалификации для учителей БЖД.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, приложения и списка использованной литературы и электронных источников.
На диаграмме наглядно представлены все уровни мотивации в зависимости от преобладания каждого из них в исследуемой группе. Полученные нами результаты исследования показывают, что достаточно низкий уровень мотивации. В исследуемых классах 12 человек выбрали именно этот вариант в анкете. Это означает, что у данных детей гораздо хуже обстоят дела в школе. Они, в отличие от тех, у кого присутствует мотивация среднего уровня, неохотно посещают уроки и внеклассные занятия по БЖД, предпочитая пропускать занятия. Такие ребята обычно испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.
Также было проведено исследование мотивации учения, с помощью теста-опросника Н.В. Елфимовой на выявление мотивации учащихся. Цель методики – выявить мотивацию учения школьников. Получены следующие данные.
Заключение
В ходе проведенной нами работы были достигнуты поставленные в начале дипломной работы цель и задачи, а именно:
- рассмотрена роль и сущность внеклассной работы в формировании навыков БЖД личности;
- изучены методы и формы внеклассных занятий по БЖД;
- разработана система внеклассной работы со школьниками по безопасности жизнедеятельности;
- осуществлена проверка эффективности предложенной системы внеклассной работы со школьниками по безопасности жизнедеятельности.
На основании вышеизложенного мы пришли к следующим выводам.
Показателями эффективности внеурочной воспитательной деятельности учителя БЖД с позиций сказанного могут служить позитивные изменения учащихся, педагогов и родителей в контексте освоения ценностей культуры безопасности жизнедеятельности, выражающиеся в:
- значимости обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей;
- распространенности стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций:
- степени практической защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.
Организуя внеклассную работу по БЖД в школах, надо заботиться об ее многообразных формах. Только многообразная внеклассная работа способна удовлетворить повышение потребности современных детей и развивать их богатые творческие способности.
Установлено, что массовая внеклассная работа по БЖД может успешно осуществляться, оказывая положительное влияние на совершенствование знаний учащихся, при соблюдении некоторых условий:
- в разных формах она должна проводиться со всеми учащимися систематически с постоянной опорой на индивидуальные особенности и интересы школьников;
- содержание занятий должно быть связано с программой БЖД, что не препятствует использованию во внеклассной работе внепрограммного материала для совершенствования знаний учащихся;
- использование различных форм, методов и средств обучения на внеклассных занятиях должно определяться целью занятий, быть ориентировано на дальнейшее развитие учащихся;
- обязательна непрерывность и системность включения всех учащихся в разные виды внеклассной работы по БЖД.
Нами определено содержание внеклассной работы по БЖД. Уточнены формы, методы и средства организации внеклассной работы. Составлены методические рекомендации и разработки внеклассных занятий по БЖД для учителей.
Нами была разработана программа внеклассных мероприятий по БЖД в школе.
Программа, ориентированная на все возрастные группы учащихся школы, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность учащихся школы к служению Отечеству. При этом учитываются опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития общества.
Программа реализуется по нескольким направлениям:
1. Направление программы «Внеклассные мероприятия».
2. Направление программы «Туристическая деятельность».
3. Направление программы – работа кружка «Меткий стрелок».
4. Подготовка к ежегодному конкурсу «Безопасное колесо».
5. Внеклассная работа по основам безопасности жизнедеятельности в начальных классах.
Эти методические рекомендации и разработки экспериментально проверены.
Исследование мотивационной структуры школьников на констатирующем этапе показало, что непосредственно побуждающими мотивами их учебной деятельности к изучению БЖД на уроках и во внеурочной деятельности оказались мотивы самоопределения, мотивы самосовершенствования и мотивы престижа.
На основе полученных данных мы разработали комплекс внеклассной работы по формированию мотивов учения у испытуемых и реализовали ее в учебном процессе (обеспечение моделирования педагогического процесса как системы учебной деятельности; формирование положительного отношения к учебной деятельности на основе единства мотивационной и эмоциональной сфер в условиях использования развивающей программы; использование игровых приемов).
Результаты итогового этапа исследования показали, что создание условий для развития учебной мотивации на формирующем этапе способствовало положительной динамике мотивационной структуры.
В данной работе были исследованы мотивы учения школьников, особенности их динамики. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним на протяжении участия во внеклассной деятельности по БЖД. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы.
Проведенные нами исследования позволили сформулировать принцип построения содержания внеклассной работы:
1) материал должен излагаться так, чтобы раскрыть ребенку ведущие, общие свойства данной области действительности, подлежащей дальнейшему изучению;
2) практические умения и навыки необходимо строить на базе соответствующих теоретических сведений;
3) при подборе материала обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности развития школьников.
При таком построении учебного процесса познавательная деятельность приобретает иной характер, чем при обычном обучении, у них развиваются различные виды способностей и умений, что помогает совершенствованию знаний, умений и навыков при изучение БЖД.
Список литературы
1. Акимова Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина, А. М. Зуев ; под ред. С. В. Петрова ; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Оренб. гос. пед. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т. – Оренбург, 2010.
2. Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ; Сервисшкола, 2010.
3. Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов. – Кострома, 2008.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 2008.
5. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. – М., 2008.
6. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 2005.
7. Андреев В.Н. Педагогика. - Казань, 2008.
8. Артёмов А.К.Теоретические основы методики обучения ОБЖ в средней школе. - М., 2006.
9. Байбородов Л.В., Индюков Ю. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. - М., 2008.
10. Байбородова Л.В., Рожков М.Н. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2006.
Бубнов В. Очевидец происшествия становится спасателем // Гражданская защита. - 2009. - № 9. - С. 47-48.
11. Бубнов В., Петров С. Обучение навыкам оказания первой медицинской помощи// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2007. - № 12. - С. 61-64.
12. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию./ В.Б. Бондаревский. - М., 2007.
13. Вангородский С. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2007.
14. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Педагогика. - 2009. - № 8 - С. 32-42.
15. Девисилов В. Концепция образования в области БЖД: структура, содержание, дидактика// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2010. - № 5. - С. 39-49.
16. Завьялов В. Н. Медико-санитарная подготовка учащихся. - М., 2008.
17. Каргин А. Эффективные методы обучения ПМП // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 5. - С. 60-62.
18. Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А. Самостоятельная учебная работа учащихся при изучении курса ОБЖ // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 10. - С. 36-39.
19. Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. – М., 2008.
20. Клюшин И.А. Культурная деятельность и культурная политика. – М., 2007.
21. Кульневич С.В., Лакаценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. – М., 2006.
22. Куприянов Б.С. Формы воспитательной работы. // Воспитание школьников. – 2009. – №4, 5.
23. Кутьев В.О. внеурочная деятельность школьников. – М., 2007.
24. Мишин Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. - М., 2008.
25. Немова Н. Как создать среду, побуждающую к успеху? Мотивация обучения – достижение успеха. // Директор школы. – 2009. – № 7.
Родин А.А. Массовые формы внеклассной работы в школе. - М., 2008.
26. Просандеев А., Попков А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 2. - С. 34-38.
27. Семенова В. Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2008. - № 10. - С. 13-130-345.
28. Смагин В. Средства оказания медицинской помощи// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 12. - С. 25-30.
29. Сорокина Л. Компетентностный подход в обучении ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2008. - № 12. - С. 13-15.
30. Тронева Л. Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 10. - С. 26-27.
31. Хромов Н. И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях. - М., 2008
32. Чурсин А. Новые подходы к обучению школьников оказанию ПМП// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 10. - С. 42-44.
33. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 2008.
34. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 2007.
35. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 2006.
36. Ященкова С.А. Внеклассная деятельность по БЖД. – М., 2008.