Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Правоохранительная деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов
Введение
Актуальность темы исследования. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при выполнении своих функций опираются на деловое сотрудничество с правоохранительными и иными государственными органами, которые реализуют свои полномочия в соответствии с законами и иными подзаконными нормативно-правовыми актами.
Федеральным законом от 21.07. 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» в РФ введена новая правоохранительная структура в составе Минюста РФ, на которую возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. С 2004 г. - Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
Институт обязанности судебных приставов - действовать в строгом соответствии с законом. Судебные приставы по обеспечению установленного правопорядка в зале судебных заседаний, городских и районных судах, по охране свидетелей и оказанию физической помощи при осуществлении судебными приставами-исполнителями своих служебных обязанностей действуют на основании закона «О судебных приставах». Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Строго регламентируются условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. И при осуществлении своих обязанностей судебные приставы должны строго придерживаться не только закона «О судебных приставах» но и всех действующих законов и нормативных актов на территории нашего государства.
Следует иметь в виду, что в некоторых случаях судебный пристав вынужден решать поставленные перед ним задачи в условиях жесткого психологического конфликта, принимать ответственные решения и совершать действия в условиях психологического противоборства. Это требует от него знания основ психологии, владения специальными психологическими приемами по выходу из состояния конфликта. Сегодня, к сожалению, еще не накоплен достаточный опыт психологического воздействия судебных приставов на нарушителей порядка в судебном процессе, других лиц, с которыми им приходится общаться по долгу службы.
Многие из судебных приставов по обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС) имеют опыт службы в различных силовых структурах, немало тех, кто участвовал в локальных конфликтах. Их профессиональная переподготовка проводится постоянно. При возникновении чрезвычайных ситуаций в здании суда (пожар, теракт, землетрясение, любые другие бедствия) первым на помощь согласно должностным инструкциями придёт судебный пристав по ОУПДС. Поэтому и подготовка регулярная. В том числе и медицинская, и физическая, и огневая. Ведь приставам по ОУПДС предоставлено право для ношения и применения оружия и спецсредств для защиты себя, а также жизни и здоровья граждан.
Поэтому, в виду растущего количества преступных посягательств на судебных приставов, приходится принимать большой комплекс мер по защите жизни и здоровья сотрудников ФССП, в том числе, и посредством практической отработки действий в случае возникновения нештатных ситуаций.
Служба судебных приставов в современных условиях играет положительную роль в укреплении законодательства и выработке в обществе истинного ценностного отношения к праву как к социальному институту, без которого нельзя решать стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в зависимости от исполняемых обязанностей подразделяет судебных приставов на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС) и судебных приставов - исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Хотя полномочия и требования, вытекающие из этого законодательного акта, в равной мере распространяются на эти две категории, в то же время в правах и обязанностях, а также в осуществляемых ими функциях имеются существенные различия.
Степень научной разработанности проблемы. В теории права вопросами правового статуса личности и правоохранительной деятельности судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, занимались такие авторы, как: Бессарабов В.Г., Божьев В.П., Витрук Н.В., Воронкова М. Л., Воронцов С. А., Гошуляк В.В., Гриненко А. В., Гуценко К. Ф., Дмитриев Ю.А., Жариков Ю. С., Исаенкова О.В, Ишеков К. А., Кановская М.Б., Качалов В. И., Качалова О. В., Килясханов И.Ш., Ковалев М. А., Кузнецов С. И., Лусегенова З.С., Манохин В.М., Матузов Н.И., Орлов Ю. К., Поляков М. П., Попов К. И., Савюк Л.К., Семенова Е. Н., Сергун П.П., Смоленский М.Б., Старилов Ю.Н., Стрекозов В.Г., Угольникова Н.В., Хапаев А.О., Черкасов К. В., Черников В. В., Чернявский А. Г., Ярков В.В. и другие.
Предметом исследования являются права и обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Объектом исследования являются федеральные государственно-служебные отношения федеральных государственных гражданских служащих и их правовой статус, а также общие вопросы теории права, затрагивающие правовой статус личности.
Цель исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы рассмотреть правоохранительную деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, структура и задачи службы судебных приставов;
- исследовать особенности правового статуса судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов ;
- рассмотреть защиту судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- проанализировать полномочия судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- рассмотреть судебных приставов как представителей власти в реализации прав и обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- рассмотреть совершенствование деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Методологическая основа исследования. В основу методологии была положена теория познания. Углублённое исследование прав и обязанностей судебных приставов проводилось с использованием общенаучных и специальных методов: исторического, комплексного, системного, сравнительно-правового, информационного, статистического, конкретно-социологического, формально-логического и др. Методы исследования позволили в качестве основы исследования использовать труды учёных различных отраслей права.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что после устранения перечисленных в работе проблем организации и осуществления деятельности Федеральной службы судебных приставов и решения вопросов, возникших в системе исполнительного производства, защита прав и охраняемых законом интересов граждан будет производиться быстрее и качественнее.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы и подзаконные нормативные правовые акты некоторых субъектов Российской Федерации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Федеральным законом «О судебных приставах» было установлено, что требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан и что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. Законом N 194-ФЗ в эти нормы внесены уточнения - выполнению подлежат только законные требования судебного пристава, а информация судебным приставам предоставляется в объеме, необходимом для выполнения ими служебных обязанностей (п. п. 10, 11, 12 ст. 1).
Установлено, что право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств имеют не только судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, но и старшие судебные приставы и их заместители; при этом право на хранение и ношение оружия и специальных средств, как уточнено
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
Основными задачами Федеральной службы судебных приставов России являются: обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; управление территориальными органами ФССП России.
Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов, нуждается в дальнейшем развитии и дополнении, увязке с другими федеральными законами с целью совершенствования правового статуса судебных приставов и условий реализации ими своих функций, развития специализации, поиска более совершенных форм и методов управления Федеральной службой судебных приставов, взаимодействия с органами государственной власти, формирования профессионального ядра службы судебных приставов.
Государственная служба судебных приставов должна совершенствоваться и отвечать реалиям времени. Как показывает практика неисследованных вопросов, связанных с государственно-служебными отношениями в Федеральной службе судебных приставов, ещё предостаточно. Необходимо государственную службу судебных приставов поднять на новый уровень.
Мы определили, что правовой статус судебных приставов, в разные периоды, имел свои особенности. Права и обязанности судебных приставов то расширялись, то сужались. Это зависело от нормативно-правовой базы судебных приставов и иных лип, осуществляющих аналогичные полномочия, места судебных приставов в системе государственного управления и механизма исполнения решений судов и иных органов, а также от состояния, в целом, института государственной службы того или иного периода,
В целях демонстрации особенностей государственной службы судебных приставов по ОУПДС были рассмотрены их права и обязанности, предложена их характеристика, дано определение статусу судебного пристава по ОУПДС через категорию «должностное лицо», рассмотрены функции должностного лица и т.д.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам и предложениям.
1. В целях совершенствовании законодательства о судебных приставах, предлагается вместо термина «судебный пристав» использовать термин «государственный пристав».
2. Обосновывается необходимость введения в образовательный процесс учебных заведений Минюста России специальной учебной дисциплины «Государственная служба судебных приставов Российской Федерации». По нашему мнению государственная служба судебных приставов по ОУПДС должна относится к правоохранительной службе. Такое решение, в целом, скажется на эффективности самой службы.
3. В целях улучшения деятельности Федеральной службы судебных приставов вносится предложение о расширении подследственности по уголовным делам.
Предлагается: расширить правоохранительные и правоприменительные функции подразделениям судебных приставов; ввести административную ответственность для лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава; наделить главных судебных приставов правом, наряду с судебными органами, приостанавливать исполнительное производство, если есть основания считать, что действия судебного пристава-исполнителя совершаются с нарушением законодательства и могут привести к ущемлению прав, интересов участников исполнительного производства или причинению им ущерба; предметно разграничить полномочия налоговых органов и Федеральной службы судебных приставов, затрагивающих вопросы исполнения постановлений налоговых органов, например, по установлению исчерпывающего перечня оснований по отзыву постановлений налоговых органов, имеющих силу исполнительных документов, так как по этим постановлениям возбуждаются исполнительные производства.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что рассмотренные вопросы, затрагивающие права и обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, имеют отношение к институту федеральной государственной гражданской службе и, в целом, к федеральной государственной службе Российской Федерации.
Список использованной литературы
Нормативно правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 07.02.2011) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 07.02.2011) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410
4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 N 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008) // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2001, N 49, ст. 4552
5. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532
6. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
7. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
8. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954
9. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу c 12.01.2012) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921
10. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., от 07.03.2012) // «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, N 41, ст. 4849
11. Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 (ч. 5), ст. 7067
12. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., от 08.02.2012) // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472
13. Федеральный закон от 19.07.2009 N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" // "Собрание законодательства РФ", 20.07.2009, N 29, ст. 3631
14. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О судебных приставах» // «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3590
15. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010, с изм. от 06.12.2011) "О системе государственной службы Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
16. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
17. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031
18. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 (ред. от 23.09.2011) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (с изм. и доп. от 01.01.2012) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.2004, N 42, ст. 4111
19. Приказ Минюста РФ от 27.12.2006 N 384 (ред. от 08.07.2008) "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2007 N 8767) // "Российская газета", N 14, 25.01.2007.
20. Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.06.2003 N 20 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве» // «Вестник ВАС РФ», N 10, 2003
Основная литература
21. Авакьян С. А. Конституционное право России. Практикум. М.: Городец, 2009
22. Административно-правовой статус гражданина РФ / Хаманева Н.Ю. -М.: ИГП РАН, 2009.
23. Алехин А.П. Административное право РФ. – М, 2012
24. Бессарабов В.Г. Правоохранительные органы. Учебник. М.: Проспект, 2011
25. Божьев В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Юрайт, 2010
26. Божьева В. П. Правоохранительные органы России. Высшее образование. М.: Юрайт, 2009
27. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 2009.
28. Воронкова М. Л. Ишеков К. А. Черкасов К. В. Правоохранительные органы. Курс лекций. М.: Эксмо, 2010
29. Воронцов Г. А. Конституционное право России. М.: Феникс, 2010
30. Воронцов С. А. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Феникс, 2010
31. Гошуляк В.В. Правовой статус личности // Теории государства и права: Учебное пособие / иод ред. А.В. Малъко и А.Ю. Саломатина. Пенза. 2011.
32. Гриб В. Г. Мелехин А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Маркет ДС, 2008
33. Гриненко А. В. Правоохранительные органы в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2012
34. Гуценко К. Ф. Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало-М, 2010
35. Дмитриев Ю. А. Шапкин М. А. Шумилов Ю. И. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2010
36. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы. Учебное пособие. М.: Академия, 2012
37. Жариков Ю. С. Попов К. И. Правоохранительные органы. М.: Юриспруденция, 2009
38. Зиновьев А. В. Конституционное право России. М.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2010
39. Исаенкова О.В. Исполнительное право в Российской Федерации: особенности становления и перспективы развития. М., 2007.
40. Каллагов Т. Э. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2010
41. Кановская М.Б. Правоохранительные органы. М.: АСТ, 2011
42. Карпов А. В. Конституционное право России. М.: Омега-Л, 2011
43. Качалов В. И. Качалова О. В. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2008
44. Качалов В. И. Качалова О. В. Правоохранительные органы. М.: Wolters Kluwer, 2010
45. Качалов В.И. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Московский государственный индустриальный университет (МГИУ), 2007
46. Килясханов И.Ш. Административно - процессуальное право: Курс лекций. - М.: Инфа, 2012.
47. Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования. Дисс. к. ю. н. Саратов, 2009
48. Козлов Ю.М. Административное право: учеб. для вузов. – М.: Юристъ, 2012
49. Козлова Е. И. Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2011
50. Кокотов А.Н. Конституционное право России. Учебное пособие. М.: Проспект (ТК Велби), 2010
51. Колесников Е.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов Гриф УМО. М.: Юрайт, 2011
52. Коренев А.П. Административное право России. Часть 1. Учебник. М.: Юрайт, 2012.
53. Корнеева Н. В. Конституционное право России. М.: Питер, 2009
54. Ларин А.Ю. Правоохранительные органы. Курс лекций. Учебное пособие Гриф МО РФ. М.: Книжный мир, 2009
55. Ларионова Е.Л. Правоохранительные органы. М.: Ответ, 2010
56. Лукин В. Н. Правоохранительные органы. М.: Человек, 2010
57. Матузов Н.И. Право и личность//Теория государствам права: Курс лекций. М., 2010
58. Мелехин А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Маркет ДС, 2010
59. Нудненко Л. А. Конституционное право. М.: Юрайт, 2011
60. Орлов Ю. К. Правоохранительные органы. М.: Проспект, 2010
61. Поляков М. П. Правоохранительные органы России. Краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2012
62. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2009
63. Резепов И. Ш. Конституционное право России. Краткий курс. М.: Окей-книга, 2011
64. Романовский Г. Б. Романовская О. В. Правоохранительные органы. М.: РИОР, 2009
65. Савюк Л.К. Правоохранительные органы. М.: Норма, 2007
66. Семенова Е. Н. Правоохранительные органы. Базовый курс. М.: Приор-издат, 2010
67. Сергеев С. Г. Конституционное право России. М.: Дашков и Ко, 2008
68. Смоленский М. Б. Карапетян A. M. Правоохранительные органы. М.: Феникс, 2007
69. Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2010
70. Смоленский М.Б. Правоохранительные органы Российской Федерации 100 экзаменационных ответов. М.: МарТ, 2010
71. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - СПб.: Издательство Юридического института. 2010.
72. Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов М.: Юрайт, 2010.
73. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. Учебник для бакалавров Гриф МО. М.: Юрайт, 2011
74. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2011
75. Угольникова Н.В. Правоохранительные органы. Учебное пособие. М.: РИОР, 2010
76. Хапаев А.О. Правоохранительные органы: правовые аспекты деятельности. М.: Флинта, 2007
77. Черников В. В. Правоохранительные органы. М.: Проспект, 2011
78. Чернявский А. Г. Кузнецов С. И. Правоохранительные органы. М.: Юнити-Дана, 2009
79. Эбзеев Б.С. Озиев Т.Т. Конституционное право. М.: Юнити-Дана, 2009
80. Ярков В.В. Основы исполнительного производства // Гражданский процесс. Учебник. 5-е изд. М., 2010.
Материалы из судебной практики
81. Кассационное определение Костромского областного суда от 06.02.2008 по делу N 33-75
82. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 декабря 2011 г. Дело № 33-7240/2012
83. Решение Именем РФ Ленинского районного суда г. Смоленска от 15 марта 2011г. // Дело № 2-1043/11