Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Участие стран БРИКС в международной торговле энергоресурсами
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая дипломная работа посвящена следующей теме: «Участие стран БРИКС в международной торговле энергоресурсами».
Актуальность рассматриваемой тематики складывается сразу из нескольких положений.
Фундаментом современной цивилизации является энергетика. Так, в XX веке при росте численности населения планеты в 3,8 раза объем используемых энергетических ресурсов увеличился в 15 раз и достиг около 13 млрд. тонн условного топлива в год. При этом потребление энергоресурсов в мире за 1970 – 2007 годах более чем в 2,3 раза превысило суммарный показатель за 1901 - 1920 годов. В мировом масштабе среди первичных источников энергии ведущее место занимает нефть – 35%, на уголь и газ приходится соответственно 24% и 21%. Из 230 стран мира 99 добывают углеводороды. При этом за последние 20 лет потребление природного газа в мире возросло в 3 раза .
В контексте современного миропорядка именно крупные и наиболее развитые государства (в том числе и Россия) играют наиважнейшую роль в регулировании международных отношений. Их роль и значение трудно переоценить. Вследствие наличия широких властных полномочий в экономике, политике, культуре, и других сферах общественной жизни наиболее развитые государства современного мира оказывают заметное влияние как на существование отдельных (менее развитых государств), так и на развитие мировых процессов. Одним из немаловажных направлений в международных отношениях является мировая торговля основными энергоресурсами (в первую очередь, нефтью).
В настоящее время многие средства массовой информации говорят о «необходимости обеспечивать энергетическую безопасность». Всё чаще с экрана телевизора, а также со страниц общероссийских газет и журналов известные отечественные аналитики, политологи, государственные деятели рассуждают о положительных и отрицательных характеристиках изменения цен на энергоносители. Некоторые исследователи делают вывод, что для анализа современной ситуации на международном энергетическом рынке наиболее применима категория «парадокс». На сегодняшний день помимо информационной войны в самом разгаре ведётся война за ресурсы, причём, в большей степени, именно за энергетические ресурсы, такие как нефть и газ. Во время этой необъявленной войны часто грубо нарушаются самые основные нормы международного права, даже такие как территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела суверенного государства (имеется в виду, прежде всего, пример войны США в Ираке). В силу вышеперечисленных обстоятельств важно чётко представлять себе основные характеристики энергетической безопасности, её роль и значение для каждого конкретного государства в контексте современного миропорядка. Российская Федерация также как и все государства стремится обеспечить свою энергетическую безопасность. Такая необходимость возникла вследствие достаточно распространённого мнения о положении России как сырьевом придатке Европы, что является достаточно спорным, однако накладывает на репутацию нашей страны определённый негативный отпечаток.
Актуальность выбранной тематики объясняется, в первую очередь, именно этим первостепенным значением, а также тем обстоятельством, что в последнее время роль такой организации как БРИКС в рамках международного сотрудничества только увеличивается. Анализ некоторых показателей позволяет говорить о том, что данная организация стремительно набирает обороты по всем направлениям развития, что, естественно, повышает актуальность изучения отдельных направлений её работы.
К тому же, в БРИКС входят государства, играющие ключевую политическую экономическую роль в обширных регионах мира. Темпы роста ВВП стран БРИКС в последние десять лет значительно превышали общемировые. Партнеры по БРИКС – авторитетные участники ООН, «Группы двадцати», Движения неприсоединения, «Группы 77», Африканского союза, ШОС и многих других международных и региональных организаций и структур .
Все вышеперечисленные обстоятельства в совокупности как раз и составляют актуальность поставленной в настоящей дипломной работе проблематики.
Объект исследования представляет собой рассмотрение международных отношений в сфере сотрудничества государств-участников БРИКС в области торговли энергоресурсами.
Предмет исследования складывается из конкретных положений, регулирующих различные аспекты участия стран БРИКС в международной торговле энергоресурсами.
Цель настоящей дипломной работы состоит в проведении всестороннего комплексного исследования отдельных аспектов участия стран БРИКС в международной торговле энергоресурсами в соответствии с показателями современной действительности.
В соответствии с этим работа поделена на три главы, в которых поочередно решаются задачи, стоящие в работе, а именно:
• исследовать основную теоретическую базу, то есть установить точное значение терминов, в той или иной степени имеющих отношение к исследуемой в настоящей дипломной работе проблематике;
• провести характеристику основных участников мирового рынка нефти и газа;
• ознакомиться с различными законодательными источниками, а также с научной литературой, посвященной регулированию мирового рынка нефти и газа;
• дать краткую характеристику такой международной организации, как БРИКС;
• рассмотреть положения энергетической стратегии развития Российской Федерации и оценить наиболее возможные перспективы участия России в БРИКС;
• провести комплексное исследование и проиллюстрировать все теоретические положения относительно участия стран БРИКС в международной торговле энергоресурсами.
В первой главе настоящей дипломной работы рассмотрены теоретические основы работы, а именно проведена общая характеристика правового регулирования рынка нефти и газа в целом, проанализированы общие правовые положения регулирования данного рынка.
Во второй главе приведена краткая характеристика международной организации БРИКС, а также исследован анализ внешней энергетической политики стран-участниц БРИКС.
В рамках третьей главы настоящей дипломной работы была рассмотрена Энергетическая стратегия развития Российской Федерации и проведена оценка роли и значения РФ в БРИКС в ближнесрочной перспективе.
Такая структура глав позволяет достичь того, что в настоящей дипломной работе раскрывается сущность организации БРИКС, приводится подробное описание её создания и развития, а впоследствии рассмотрено участие стран БРИКС в международной торговле энергоресурсами. Также затронуты наиболее острые теоретические проблемы, связанные с раскрываемой темой.
Анализ использованных источников и литературы:
Источниковая база для написания настоящей дипломной работы состоит, в основном, из целого комплекса действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также соглашений, заключенных в рамках БРИКС, и т.д.
Также важную роль в исследовании необходимой информации сыграли сообщения с различных электронных источников, так как многие события, освещаемые в работе, происходили совсем недавно.
В процессе написания работы автор также использовал учебники и монографии различных авторов и публикации в периодических изданиях, посвященных рассматриваемым вопросам.
Степень научной разработанности темы: можно оценить как «недостаточно полную». Это объясняется тем, что существует недостаточно относящейся к данной теме литературы, как современной, так и более ранней. Данный факт объясняется тем объективным обстоятельством, что с момента принятия решения о создании такой организации как БРИКС прошло не так много времени.
Научная новизна: работы заключается в сочетании теоретического и практического взглядов на анализ современной ситуации на мировом рынке энергоресурсов в рамках сотрудничества государств-участников БРИКС.
Методы исследования.
В дипломной работе реализован системно-структурный подход к изучению различных аспектов участия стран БРИКС в международной торговле энергоресурсами.
Работа выполнена в стиле философско-правового и юридико-догматического исследования.
В ходе работы были использованы метод исторической ретроспекции, описательный и сопоставительный методы, а также структурно-функциональный, метод исторического описания, сравнительного анализа, анализа статистических материалов.
Предполагается, что «сухая» теория без «живой» практики раскрывает содержание того или иного понятия однобоко. Поэтому в каждой главе, по возможности, после изложения теоретической, общей части, приведены практические примеры, иллюстрирующие изложенные теоретические основы.
Теоретическая значимость исследования.
Настоящая работа, являясь комплексным обобщенным международно-правовым исследованием различных аспектов участия стран БРИКС в международной торговле энергоресурсами, с учетом новейших изменений, последних достижений и показателей правовой и экономической науки, систематизирует уже имеющиеся знания об исследуемых объектах и предмете исследования, углубляет и расширяет их, обозначает проблемы и развивает направления для дальнейших научных разработок.
Выводы и положения данной дипломной работы могут быть использованы в исследованиях общего учения об энергетической политике и международном взаимодействии в данной области, и др.
Практическая значимость и прикладная ценность результатов исследования.
Практическое значение исследований по заявленной автором проблематике состоит в том, что они могут способствовать упорядочиванию практики применения различных норм, регулирующих различные аспекты, касающиеся участия стран БРИКС в международной торговле энергоресурсами.
Разрабатываемые в настоящей дипломной работе научные положения и рекомендации могут быть использованы также при совершенствовании действующего законодательства, а также могут быть реализованы в учебном процессе при преподавании, например, курса «Международное право», «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», а также различных спецкурсов в средних и высших учебных заведениях.
Структура настоящей дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, разделённых на параграфы, которые последовательно описывают и раскрывают обозначенные во введении цель и задачи, заключения, списка использованных источников и литературы.
Если в тексте приведены цитаты, чьи-либо высказывания, различные точки зрения по какой-либо проблеме, статистические данные, аббревиатуры или какое-нибудь понятие требует дополнительной расшифровки, то внизу соответствующей страницы приведены ссылки.
В заключении содержатся основные выводы, которые позволяют сделать результаты проведённого исследования.
В конце работы в алфавитном порядке перечислены все источники и литература, использованные при разработке данной темы.
Соглашения, заключаемые в сфере электроэнергетики, носят в большинстве случаев двухсторонний характер. Сотрудничество в сфере электроэнергетики в отличие от других направлений энергетического сотрудничества не имеет межконтинентального характера, и, соответственно, международно-правовое регулирование в основном развивается по пути создания региональных международно-правовых документов.
Так Казахстан, Россия и Белоруссия создают общий электроэнергетический рынок на основе параллельно работающих энергосистем государств – участников Единого экономического пространства. «Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий, включая основы ценообразования и тарифной политики в сфере электроэнергетики» было подписано между правительствами Казахстана, России и Белоруссии 19 ноября 2010года .
АКЛЮЧЕНИЕ
Тематикой настоящей дипломной работы являются «Участие стран БРИКС в международной торговле энергоресурсами».
В результате проделанной работы можно сделать ряд важных выводов.
Для начала были рассмотрены общие положения, касающиеся мирового рынка нефти и газа. В результате чего был сделан вывод о том, что, несмотря на общую тенденцию к глобализации, рынки нефти и природного газа в силу объективных причин сохраняют преимущественно региональный характер, что, кстати, особенно ярко проявляется на рынке Европейского Союза, где для стран-членов ЕС и их партнеров природный газ выявляет политические, экономические, промышленные, экологические и социальные проблемы будущего.
Всё же можно отметить тот объективный факт, что рынок нефти и природного газа совершенствуется и развивается, в экономическом отношении – это перспектива для всей энергетической отрасли.
В состав БРИКС входит пять крупных государств, а именно: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР.
Следует отметить, что ЮАР стала членом данной организации в 2011 году, в связи с чем её название было изменено с БРИК на БРИКС.
Таким образом, члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов
В рамках данной организации к настоящему моменту было проведено уже четыре саммита на высшем уровне (уровне глав государств) и встречи на уровне министров.
В результате данных встреч были подписаны несколько важных документов и заявлений.
В настоящее время на рынке нефти и природного газа находятся несколько крупных игроков. В их число входит и Российская Федерация.
Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации действует целый комплекс нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений в сфере электроэнергетики.
Центральное место в регулировании данной области правоотношений занимает Федеральный закон от 26.03.2003 года №35-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об электроэнергетике» (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012).
Примечателен тот факт, что Российская Федерация осуществляет активные поставки природного газа в Европу и другие страны.
Сотрудничество в рамках БРИКС осуществляется в самых различных направлениях, включая и торговлю энергоресурсами.
Для России чрезвычайно важно осуществление деятельности в формате БРИКС.
В настоящее время официальная позиция министерства иностранных дел России направлена на то, что становление БРИКС отражает объективную тенденцию к формированию многополярной системы международных отношений и усилению экономической взаимозависимости. В такой системе все более востребованы неинституциональные структуры глобального управления и сетевая дипломатия.
В настоящее время развивается практика обмена энергетическими активами и взаимного долевого участия российских и зарубежных компаний во всей экономической цепочке – от геологоразведки и добычи до доставки энергоресурсов конечному потребителю. Завершается переход на рыночные отношения в сфере поставок энергоресурсов в страны ближнего зарубежья.
Единственным действующим многосторонним договором, посвященным сотрудничеству в сфере энергетики, на сегодняшний день является Договор к Энергетической хартии 1994 года.
Расширение состава БРИКС, безусловно, должно предполагать создание новых адекватных рыночных структур и соответствующих правил поведения на энергетическом рынке в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные акты и международные документы
1. Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС (г.Санья, о.Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года) [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric/9AF718AA83D590FAC32578720022EB1A.
2. Декларация министров торговли БРИКС (Пуэрто-Валларта, Мексика, 19 апреля 2012 года) 2011 [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric/17A21CFF315B9044442579EB00404E19.
3. Делийская декларация (принята по итогам IV саммита БРИКС, 29 марта 2012 года) [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric/1DB82FF3745BA8FE442579D5004778E6.
4. Договор к Энергетической хартии и связанные с ним документы / Секретариат Энергетической хартии. Брюссель, 2004.
5. Совместное заявление глав государств и правительств стран – участниц Второго саммита БРИК (г. Бразилиа, 15 апреля 2010 года) [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric/8B8AE397B54634E7C325780900468661.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
7. Федеральный закон от 15.07.1995 года №101-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 года) «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, N 29, ст. 2757.
8. Федеральный закон от 26.03.2003 года № 35-ФЗ (в ред. от 06.12.2011 года) «Об электроэнергетике» (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012 года) // Собрание законодательства РФ, 31.03.2003, N 13, ст. 1177.
9. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 года №2-ФКЗ (в ред. от 28.12.2010 года) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
10. Федеральный закон от 30.12.2004 года №210-ФЗ (в ред. от 19.07.2011 года, с изм. от 07.12.2011 года) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 36.
11. Федеральный закон от 25.12.2008 года №281-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 года) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6236.
12. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 года №1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, 30.11.2009, N 48, ст. 5836.
13. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 года № 8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
14. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 года №1234-р (в ред. от 15.06.2009 года) «Об Энергетической стратегии России на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 08.09.2003, N 36, ст. 3531 (документ утратил силу).
15. Указ Президента РФ от 09.03.2004 года №314 (в ред. от 22.06.2010 года) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.
16. Указ Президента РФ от 12.05.2008 года №724 (в ред. от 17.01.2012 года) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 19.05.2008, N 20, ст. 2290.
17. Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 года №530 (в ред. от 29.12.2011 года) «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2012) // Собрание законодательства РФ, 11.09.2006, N 37, ст. 3876.
18. Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 года №400 (в ред. от 03.03.2012 года) «О Министерстве энергетики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2008, N 22, ст. 2577.
19. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 года №861 (в ред. от 29.12.2011 года) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» // Собрание законодательства РФ, 27.12.2004, N 52 (часть 2), ст. 5525.
20. Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 года №67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» // Собрание законодательства РФ, 01.03.2010, N 9, ст. 960.
21. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 года №401 (в ред. от 05.12.2011 года) «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // Собрание законодательства РФ, 09.08.2004, N 32, ст. 3348.
22. Постановление Правительства РФ от 09.04.2004 года №204 (в ред. от 28.01.2011 года) «Вопросы Федеральной службы по тарифам» // Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, N 15, ст. 1496.
23. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 года №332 (в ред. от 11.10.2011 года) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» // Собрание законодательства РФ, 19.07.2004, N 29, ст. 3049.
24. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 года №189 (в ред. от 28.01.2011 года) «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» // Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, N 15, ст. 1482.
25. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 года №331 (в ред. от 21.10.2011 года) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3259.
26. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 года №1172 (в ред. от 29.12.2011 года) «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) // Собрание законодательства РФ, 04.04.2011, N 14, ст. 1916.
27. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 года №1009 (в ред. от 22.12.2011 года) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ, 18.08.1997, N 33, ст. 3895.
28. Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 года №88 (в ред. от 26.05.2009 года) «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.05.2007 N 9449) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 23, 04.06.2007.
29. Приказ ФСТ РФ от 30.11.2010 года №365-э/5 (в ред. от 09.08.2011 года) «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2010 N 19341) // Российская газета, N 295, 29.12.2010.
Специальная научная литература, монографии, методические пособия, статьи из журналов
30. Андриянова И.Н. Регулирование рынка природного газа Европейского Союза в условиях расширения и углубления интеграции. Автореф. дисс. к.э.н. М., 2005.
31. Архипченко А.Ю. Организационная структура энергетики России: итоги реформирования // Энергетическое право. 2009. № 1.
32. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2006.
33. Возжеников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: НПО «МОДУЛЬ», 2000.
34. Гаврилина Е.А., Лахно П.Г. Правовое обеспечение становления и развития энергетических рынков в России (нефти, нефтепродуктов и природного газа) // Предпринимательское право, 2009, N 3.
35. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательство. Правовые проблемы. М., 2005.
36. Гудков И.В., Лахно П.Г. Международное сотрудничество в сфере энергетики нуждается в новой правовой базе. Российская инициатива // Юридический мир. 2011. N 6.
37. Гудков И.В., Лахно П.Г. Энергетическая стратегия России в системе программных документов: внутригосударственные и международно-правовые аспекты // Энергетическое право. 2010. N 1.
38. Давыдов В.М. Особенности сотрудничества в формате БРИК и роль России // Сборник: БРИК: предпосылки сближения и перспективы взаимодействия. М.: ИЛА РАН, 2010.
39. Договор к Энергетической хартии: путь к инвестициям и торговле для Востока и Запада. М., 2002.
40. Зыгарь М. Недоговоренности на высшем уровне. Россия и Европейский союз // Коммерсантъ Guide. 14 мая 2009 г. N 84.
41. Казахстан, Россия и Белоруссия создают общий электроэнергетический рынок на основе параллельно работающих энергосистем // Вестник ТЭК. 2010. № 12.
42. Козловский Е.А., Комаров Е.А., Макрушин Р.Н. Союз государств–Бразилия, Россия, Индия, Китай: Проблемы минерального сырья и недропользования. М.:ООО «Гео-информмарк», 2011.
43. Кутузова М. Бразильские приоритеты // Нефть России. 2006. № 2.
44. Луков В. БРИКС – фактор глобального значения // Международная жизнь, № 6, 2011.
45. Матвеева Д.В. Энергетическая безопасность Китая в начале ХХI века // История, 24 мая 2011.
46. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Международные отношения, 2001.
47. Мосейкин Ю.Н. Факторы восхождения и взаимодействия стран БРИК // Сборник: БРИК: предпосылки сближения и перспективы взаимодействия. М.: ИЛА РАН, 2010.
48. Мухаметов Р.С. Геоэнергетические интересы ЕС, России и Китая в Каспийском регионе // Международное публичное и частное право. 2011. N 4.
49. Муханов В. Состояние энергоносителей в Каспийском регионе и роль России в их транспортировке на мировой рынок // Внутренние и внешние факторы в динамике современного развития Кавказа. Аналитические записки. М.: МГИМО-Университет. 2008. N 6.
50. Нафей Абдул Индия: подходы к функциям и задачам БРИК // Сборник: БРИК: предпосылки сближения и перспективы взаимодействия. М.: ИЛА РАН, 2010.
51. Нефтяной карнавал в Рио начинается // Нефть и капитал. 2008. № 9.
52. Параньос К.А. да Роша Бразильско-российский диалог в формате БРИК // Сборник: БРИК: предпосылки сближения и перспективы взаимодействия. М.: ИЛА РАН, 2010.
53. Сборник: БРИК: предпосылки сближения и перспективы взаимодействия. М.: ИЛА РАН, 2010.
54. Селиверстов С.С. Энергетическая безопасность Европейского Союза. М.: Финансовый контроль, 2007.
55. Стрельцов А.А. Два вектора энергетической стратегии Бразилии // Проблемы национальной стратегии. №1 (2). 2010.
56. Тетельмин В.В., Язев В.А. Нефтегазовое дело. Полный курс: Учеб. пособие. Долгопрудный: Издательский дом «Интеллект», 2009.
57. Тиунов О.И. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право// Российский ежегодник международного права. СПб.: Россия-Нева, 1995.
58. Федоров А.Н., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об электроэнергетике» (постатейный). М.: Деловой двор, 2011.
59. Экономическая безопасность хозяйственных систем. Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. А. В. Колосова. М.: Изд-во РАГС, 1999.
60. Язев В.А. Я противник ратификации Энергетической хартии // Коммерсант (Приложение). 15.11.2006.
61. Яновский А.Б., Барон Ю.Л. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года и нормативное правовое обеспечение ее реализации // Энергетическое право. 2010.
62. Joseph P. Tomain, Richard D. Cudahy. Energy Law. THOMSON-VEST. 2004.
63. Waelde T. The Energy Charter Treaty:An East-West Gateway for Investment and Trade/ T. Waelde . London.: Kluwer, 1996.
Интернет-ресурсы
64. Бергер Я. Об энергетической стратегии Китая // Московский центр Карнеги [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://www.opec.ru/arhiv.aspx?ob_no=85913.
65. В Китае ожидается продолжительный рост импорта энергоносителей в 2010 году [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http:// russian.people.com.cn/ 31518/ 6927000.html.
66. Лавров С. БРИКС – глобальный форум нового поколения [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://www.mid.ru/bdomp/brics.nsf/WEBforumBric/F8C251DB09032059442579C000531B68.
67. Медведев Д.А.: У сотрудничества стран БРИК большое будущее [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://top.rbc.ru/economics/13/04/2010/393366.shtml.
68. Обзор энергетического сектора Индии [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://newsletters.cii.in/newsletters/russian_newsletter/russian_language/august07/energy_naturalres.pdf.
69. Окороков Р.В., Окороков В.Р. Энергетическая безопасность России [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: www.politjournal.ru.
70. Пономарев И. БРИКС: опережающая динамика [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://www.tpp-inform.ru/global/2162.html.
71. Путин В.В. Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса к новой повестке партнерства ("Sttddeutsche Zeitung", Германия) [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://rus.ruvr.ru/.
72. BP Statistical Review of World Energy June 2011 [Электронный ресурс] – [Режим доступа]:http://www.bp.com/assets/bp_internet/globalbp/globalbp_uk_english/reports_and_publications/statistical_energy_review_2011/STAGING/local_assets/pdf/statistical_review_of_world_energy_full_report_2011.pdf.
73. BP Statistical Review of World Energy June 2010 [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http:// www.bp.com/ liveassets/ bp_internet/ globalbp/ globalbp_ uk_ english/ reports_ and_ publications/ statistical_ energy_ review_2008/ STAGING/ local_assets/ 2010_downloads/ statistical_ review_ of_ world_ energy_ full_ report_ 2010.pdf.
74. World Development Indicators [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators.
75. World Economic Outlook, April 2011 [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2011/01/pdf/text.pdf.
76. World Energy Outlook 2007. China and India Insights [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http:// www.iea.org/ textbase/ nppdf/ free/ 2007/ weo_2007.pdf.