Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Философское учение Платона
Введение
Актуальность темы. Философия Платона, как одно из самых значимых мировоззрений, существующих в истории человеческой мысли, всегда входило в число главных объектов историко-философского анализа. Исторически сложилось так, что Платон и его философия стала традиционным объектом историко-философского исследования, начиная с древности, с учений его непосредственных учеников, и по сегодняшний день. Существует неисчерпаемый объем комментирующей философию Платона литературы; в этом объеме литературы за комментариями Платона скрывается собственно философское видение того или иного объекта, которое принадлежит самому автору комментариев. Анализ философии Платона дает также начало другим философским мировоззрениям, а также порождает множество течений среди комментирующей философию Платона литературы. Поэтому можно сделать следующий вывод: обращение к Платону есть одно из главных условий самоопределения философии.
Предметом внимания в данном исследовании является философская позиция Платона, его взгляд на место человека в мире. Философия Платона есть философия описания и провозглашения неизменных, всеохватывающих принципов бытия. В рамках философии Платона обсуждение какой-либо темы невозможно без её интеллектуального сопоставления с «бытием по истине», с Идеей всех идей, только в этом случае познание человека выводит его самого к миру, не заключённому лишь в том, что даёт ему чувственное восприятие. Философия Платона - это определённый способ видения того, как душа человека восходит на своё первоначальное место. Такая нацеленность на первоначальный, всеопределяющий мир, ярко выражена в том, насколько телеологичной представляет Платон жизнь человека; в философии Платона целью человеческого существования является сближение человека с истинной реальностью. Космология Платона (как одно из возможных идейных оснований) представляет жизнь человека действительно осмысленной жизнью. В данной работе происходит попытка обращения к тому видению путей достижения блага, которое предлагает Платон. При познании вечного, Божественного, определяющего всё сотворённое, которое утверждается Платоном в качестве главенствующей области во всем бытии, становится очевидно, что человеческая жизнь, замкнутая в рамках простого существования, не испытывающая соединения с вечным, которое достигается благодаря волевому усилию человека, не является полноценной частью всеобщего сотворенного бытия. Из актуальности проблематики воспитания личности человека, воспитания душевных качеств, вытекает интерес к философии Платона как к определенной попытке дать ответ на вопрос: как должен жить человек, что ему необходимо для улучшения душевных качеств. Проблематика соотношения микро- и макрокосмоса является главной проблемой космологии Платона, и ее существо заключено, на наш взгляд, в возможности тождества космоса и человека, души и Начала бытия.
Социальными науками сегодня охотно признается, что Платон является одним из главных предтеч элитологии как науки, раскрывающей процесс социально-политического управления в обществе, описывающей тот социальный слой, который непосредственно осуществляет это управление. Сегодня все больше становится очевидно, что социологический подход к элитологии, как самостоятельной гуманитарной науки, давно уже устарел и его необходимо заменить социокультурным (философским), где приоритет должен быть отдан именно философии избранности. Имеющиеся на сегодняшний день данные позволяют нам рассматривать всю философию Платона именно как философию избранности, т.е. как теоретическое обоснование платоновской элитологии.
Список источников и литературы
1. Алексеев А.П. Яковлева Л.Е. Философия в вопросах и ответах. М., 2011
2. Алексеев П. В. Панин А. В. Философия. М.: Проспект, 2012
3. Алексеев П. В. Философия. М.: Проспект, 2012
4. Асмус В. Ф. Платон. М.: УРСС, 2011
5. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: АСТ, 2011
6. Богомолов А. С. Античная философия. М., 2006.
7. Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 2011.
8. Бычко И.В. Историко-философское исследование: опыт методологического анализа. // Вопросы философии. 2007, № 7
9. Васильева Т. В. Комментарии к курсу истории античной философии. М., 2010.
10. Васильева Т.В. Афинская школа философии (философский язык Платона и Аристотеля). М., 2011.
11. Грот Н. Я. Очерк философии Платона. М.: КомКнига, 2007
12. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: Учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальности Философия (Серия HUMANITAS Учебник для высшей школы). М.: РГГУ, 2009
13. Диллон Д. Наследники Платона. М., 2005
14. Зелинский Ф. Ф. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля, М., 2012
15. Кохановский В. П. Жаров Л. В. Яковлев В. П. Философия. М., 2012
16. Лебедев С. А. Философия. М.: Эксмо, 2011
17. Лосев А. Ф. Платон и Аристотель. – М., 1994
18. Лосев А.Ф. Античность как тип культуры. М., 2012
19. Марков Б. В. Философия. Спб.: Питер, 2011
20. Подопригора С. Я. Подопригора А. С. Философия. М.: Феникс, 2011
21. Слезак Т. Читая Платона. М., 2008
22. Соколов В. В. Средневековая философия . М., 2010
23. Тихонов А.В. Диалектика в философии Платона. //Вопросы философии. - 2008. -№ 4.
24. Тихонов А.В. О бытийном начале в философии Платона. // Вопросы философии. -2006. -№ 6.
25. Трубецкой Е. Н. Политические идеалы Платона и Аристотеля. М.: Либроком, 2011
26. Хрусталев Ю. М. Философия. М.: Академия, 2011
27. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учебное пособие для философских факультетов и отделений университетов. - М.: МГУ, 2006
28. Чанышев А. Н. Методологические проблемы исследования истоков философии // Методологические и мировоззренческие проблемы истории античной и средневековой философии. М., 2010. Ч.I.