Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Пути повышения конкурентоспособности промышленного предприятия ОАО "Лепсе" на рынке Украины
Введение
Актуальность темы исследования. Современный этап развития мирового рынка характеризуется высокой конкурентностью, прежде всего, во внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность представляется системной интеграцией мировых рынков и региональных экономик, всех сфер человеческой деятельности, в результате чего наблюдается ускоренный экономический рост, ускорение внедрения современных технологий и методов управления. Повышение взаимозависимости национальных экономик, активизация интеграционных процессов ведет к объективной необходимости использования интеграционного подхода к ведению бизнеса. В этих условиях внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Возрастает интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран. Сфера хозяйственной деятельности предприятия, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок определяется как его внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).
Дальнейшее обострение конкурентной борьбы на мировых рынках, усложнение и диверсифицированность как технологических, так и организационных моделей производства, информационная насыщенность и коммуникативность ВЭД тесно связаны с целями и методикой использования экономических инструментов. Так, на основании маркетинговых решений осуществляются выбор перспективных сфер и видов деятельности предприятия, поиск наиболее выгодных для предприятия способов и условий удовлетворения потребностей внутристранового и международного рынков, исходя из имеющегося внутреннего потенциала.
Реализация целей ВЭД предполагает стратегический уровень управления деятельностью, включающий, в том числе решения, связанные с определением возможности и формы выхода на зарубежный рынок Украины, выбор целевых сегментов, способы проникновения на них, понимания требований потребителей других стран и т.д. Международные аспекты внешнеэкономической деятельности значительно актуализируются благодаря дальнейшей интернационализации мировой экономики, расширению международной торговли между РФ и Украиной, более динамическому и массовому перемещению капиталов и рабочей силы. Недооценка преимуществ и возможностей внешнеэкономической деятельности как функции управления деятельностью современного предприятия в тактическом и стратегическом аспектах приводит к низкой эффективности его ВЭД.
Изучение и обобщение теоретических и методических основ внешнеэкономической деятельности представляется важной научной и практической проблемой для российских предприятий ¬─ участников ВЭД и свидетельствует о высокой актуальности выбранной проблематики исследования.
Степень разработанности проблемы. В трудах отечественных и зарубежных исследователей представлен разносторонний анализ проблем развития ВЭД на уровне промышленных предприятий, факторов их определяющих, форм и проблем регулирования ВЭД. Среди них: И.Т. Балабанов, О.В. Бодягин, А.С. Булатов, О.Н. Воронкова, И.Н. Герчикова, В.В. Поляков, Т.Н. Попова, В.В. Покровская, М. Портер, Е.П. Пузакова, Б.М. Смитиенко, Л.Е. Стровский, Р.К. Щенин, Дж. Сакс, Дж. Стиглиц, П. Ромер, И.Л. Фаминский, П. Фишер и др.
В современной экономической литературе вопросы теории и практики стратегического управления международной деятельностью промышленного предприятия получили развитие в научных работах таких отечественных исследователей как: О. Андреева, Г.Л. Багиев, Е.П. Голубков, В. Куденко, Г.Д. Крылова, П. Кубахов, Н. Моисеева, Р.Б. Ноздрева, А. Панибратов, Т.И. Попова, И. Семенов, В.Е. Хруцкий, Р. Фатхутдинов, Р.К. Щенин, а также зарубежных ученых: Ж.-Ж. Ламбен, Б. Берман, Ф. Котлер, Д.В. Кревенс, М. Портер, А. Томпсон, А. Чандлер и др.
Несмотря на многочисленные исследования теории и практики ВЭД современных предприятий, инструментов и факторов ее определяющих в рамках конкурент повышающих направлений деятельности, вместе с тем не нашла широкого применения в трудах отечественных ученых проблематика международного маркетинга во ВЭД предприятий – от теоретического обоснования ВЭД как функции управления конкурентоспособностью и реализации стратегии развития предприятия - участника ВЭД. Кроме того, следует учитывать и тот факт, что большинство управленческих решений по повышению конкурентоспособности промышленных предприятий представленных в зарубежной литературе, не учитывают специфику внешней и внутренней среды функционирования российских предприятий и поэтому нуждаются в осмыслении и адаптации к практике интернационализации российского бизнеса.
Актуальность рассматриваемой проблемы, практическая значимость исследования вопросов планирования ВЭД определили выбор темы, цели и задач дипломного исследования.
Целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций, направленных на планирование и развитие внешнеэкономической деятельности ОАО «Лепсе» в Украине.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
1. Исследование направлений повышения конкурентоспособности российских экспортеров – производителей готовой продукции металлической сетки на территории Украины;
2. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Лепсе»;
3. Дать оценку внешнеэкономической деятельности ОАО «Лепсе» на рынке Украины;
4. Разработать мероприятия повышения конкурентоспособности и совершенствования внешнеэкономической деятельности ОАО «Лепсе» на рынке Украины;
5. Представить экономико- правовое обеспечение деятельности ОАО «Лепсе» на рынке Украины;
6. Разработать экономико – математическую модель представленного проекта.
Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность предприятия ОАО «Лепсе».
Предметом исследования выступает деятельность ОАО «Лепсе» на рынке Украины.
Область исследований соответствует особенности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий.
Теоретико-методологическая основа исследования. Обоснование положений и выводов дипломного исследования проведено на основе критического осмысления научных положений по теории стратегического планирования ВЭД предприятия, методов системно-функционального, сравнительного анализа, а также методов научной абстракции, индукции и дедукции, экономико-статистических методов сбора и обработки информации.
Информационно-эмпирическую базу дипломной работы составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, аналитические обзоры российских и зарубежных организаций, материалы периодической печати Украины, нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, результаты исследований российских и украинских экономистов, представленных в публикациях, сети Интернет.
Практическая значимость работы. Практическая значимость исследования определяется актуальностью поставленных задач и их соответствием потребностям расширения внешнеэкономической деятельности промышленного предприятия ОАО «Лепсе».
Структура и объем работы обусловлены логикой исследования и последовательно раскрывают обозначенные цели и задачи исследования. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Таким образом, главная задача ОАО «Лепсе»– наращивание своих конкурентных позиций на рынкесеток металлических Украина. Компания, безусловно, зависит от внешних условий, но имеет свободу выбирать стратегии, исходя из возможностей более полного использования своего потенциала. Принимая во внимание вышесказанное, рекомендованы следующие стратегии:
Стратегия роста компании как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане (стратегический подход в планировании)
Стратегия наращивания конкурентных преимуществ за счет оптимизации издержек предполагает низкий уровень издержек, что обеспечивается за счет доступа к инвестициям, усовершенствований производства, эффективной системы управления (базовая стратегия по отношению к доле рынка)
Стратегия развития рынков компания осваивает новые региональные рынки, новые сегменты.
Заключение
Главным итогом настоящей дипломной работы явилось выявление путей совершенствования управлением внешнеэкономической деятельностью ОАО «Лепсе».
По теме совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью предприятия опубликовано немало книг, монографий и статей, среди которых следует отметить работы Авдокушин Е.Ф, Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В.
Долгова С.И., Назаренко В.М., Назаренко К.С, Прокушев Е.В., Л. Максимовой, П. Максимова, Т. Морозовой, А. Некипелова, Н. Некрасова, В. Оболенского, В. Орешкина, М. Сарафанова, С. Ситаряна, Е. Строева, И. Фаминского, Г. Шагалова и других. Проблемы совершенствования управления внешнеэкономической сферы российской экономики, механизмы, формы и методы управления, становление коммерческой инфраструктуры и, в частности, института торговых посредников изучены слабо, фрагментарно. Это приводит к необходимости углубленного исследования названных проблем по совершенствованию управления внешнеэкономической деятельности на предприятии ОАО «Лепсе».
Анализируя отраслевую привлекательность рынка металлической сетки Украины, можно сделать вывод, что данный сектор металлургической отрасли является высокорентабельной сферой, в тоже время требующей значительных вложений капитала при обеспечении его быстрой отдачи. Сектор металлические сетки металлургической отрасли является одной из высокотехнологических наукоемких отраслей по приоритетности направлений внешнеэкономических инвестиций, т.к. она обеспечивает продукцию, которая имеет стабильный спрос на строительном рынке Украины.
Положение Украины сложно, тем не менее, она обладает рядом преимуществ:
-достаточно большие производственные мощности,
- ориентация на собственную сырьевую базу;
-способность национального научно-технического потенциала передовой уровень технологий,
- экспортные резервы металлургического комплекса.
Проведя анализ организационно-экономический деятельности ОАО «Лепсе», автором дипломной работы был сделан вывод, что в динамике с 2009 г. по 2011 г. выручка от продаж имеет тенденцию к увеличению. За 2009-2011 гг. наблюдается равномерное увеличение данного показателя – на 11,5% в 2010 г. и на 11,8% в 2011 г.Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) за 2009-2011 гг. увеличилась на 328865 тыс. руб. или на 24,54%. Таким образом можно сделать вывод, что прибыль и себестоимость увеличиваются равными темпами.
В 2010 г. темп прироста чистой прибыли в сравнении с 2009 годом составил только 6,73%. В 2011 году аналогичный показатель превысил данные 2010 года более чем в 2,5 раза и составил 17,44%
Рентабельность продаж за 2009-2011 гг. не изменилась и составляет 16,6%.
Проведя анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «Лепсе», был сделан вывод, что наибольшая отгрузка партий сеток металлических происходит на территории Республики Беларусь – 42 %, на Украину приходиться всего лишь 3% от общего объема отгрузки. В данной работе мы рассматриваем рынок металлической сетки Украины как потенциальный для дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности ОАО «Лепсе»,что было обосновано автором дипломной работы в первой главе. Основными дилерами ОАО «Лепсе» являются ООО «Металлайн» и ЗАО «Харьковметалл-2». Наибольший прирост динамики отгрузки занимает «Завод имени Фрунзе» (250 000 $) и «Харьковметалл-2» (300 000 $). Наименьшую долю занимает «УТК» ( менее 50 000 $), следовательно ОАО «Лепсе» необходимо пересмотреть внешнеэкономическую политику в отношении диллеров с наименьшим приростом, в целях увеличения темпов отгузки.
Существенной предпосылкой развития внешнеэкономической деятельности ОАО «Лепсе» на рынке Украины является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства.
Основными направлениями совершенствования процесса управления внешнеэкономической деятельностью ОАО «Лепсе» на основе использования посредников являются: максимальное наращивание экспорта.
ОАО «Лепсе» может осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность через налаживание прямых связей с зарубежными украинскими партнерами и через посредничество. А также, во второй главе, автором дипломной работы предлагаются совершенствовать организационную, структуру отдела сбыта, целях оптимизации внешнеторговых сделок.
В целях развития внешнеэкономической деятельности, ОАО «Лепсе» предлагаем франчайзинг, бартер, а также использование посредников, как форму выход на рынок металлических сеток Украины.
Торговая франшиза, представляет собой такой способ организации дела, при котором франчайзи («Завод имени Фрунзе» и «Харьковметалл-2» - выбраны на основании данных диаграммы 12) покупают у ОАО «Лепсе» право на продажу ее номенклатуры сеток металлических с товарным знаком ОАО «Лепсе».
Экспорт на основе посредничества составляют значительную долю внешнеторговых операций, так как имеют ряд преимуществ: позволяют налаживать тесный контакт с зарубежными партнерами, хорошо изучить условия мирового рынка, быстрее приспособить свои производственные программы к спросу и требованиям мирового рынка и т.д. Выходя на внешний рынок Украины, ОАО «Лепсе» может вступить в контакт как с отдельным предпринимателем, так и с корпорацией.
Экономическая эффективность товарообменных операций определяется также на основе сравнения, соотношения результата и затрат. Особенность товарообменной операции в том, что результатом ее будет стоимостная оценка полученных в обмен за поставленную продукцию.
Таким образом, предлагаемые рекомендации в данной дипломной работе, направленны развитие внешнеэкономической деятельности ОАО «Лепсе» на рынке металлических сеток Украины.
Список литературы
Нормативно-правовые источники
1. Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников Содружества Независимых Государств от 23 декабря 1993 года;
2. Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года;
3. Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение от 15 апреля 1994 года о создании зоны свободной торговли от 2 апреля 1999 года;
4. Правила определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года;
5. Соглашение о создании зоны свободной торговли между государствами-участниками ГУУАМ от 20 июля 2002 года.
6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ); ст. № 72;
7. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009); Ст. № 7, 87 – 91. Часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009). Часть третья от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 г.); Ст. № 1210, 1211;
8. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2010) Гл. 21, 22, 24, 25;
9. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. (ред. от 28.11.2009); Глава 6;
10. Таможенный кодекс Украины от 11 июля 2002 года N 92-IV.
11. Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 года N 435-IV.
12. Хозяйственный кодекс Украины от 16 января 2003 года N 436-IV.
13. Федеральный Закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.); Ст. № 3, 5, 8;
14. Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ (ред. от 27.12.2009), №115-ФЗ;
15. Федеральный Закон «О таможенном тарифе» от 21.05.93 г. №5003-1 (ред. от 28.06.2009), №314-ФЗ;
16. Федеральный Закон «Об экспортном контроле» от 18.07.99 г. № 183-ФЗ с изм. от 07.05.09 г. № 89-ФЗ;
17. Федеральный Закон №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. (в ред. от 02.02.2006 г.);
18. ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 26.11.03 изм. 30.12.2006 №280-ФЗ;
19. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 г.).
20. Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 г. № 128-ФЗ (ред. от 27.12.2009), №307-ФЗ.
21. Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16 апреля 1991 года N 959-XII;
22. Закон Украины "О Едином таможенном тарифе" от 5 апреля 1992 года N 2097-XII;
23. Закон Украины "Об общих положениях создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" от 13 октября 1992 года N 2673-XII;
24. Закон Украины "О порядке произведения расчетов в иностранной валюте" от 23 сентября 1994 года N 185/94-ВС;
25. Закон Украины "Об операциях с давальническим сырьем во внешнеэкономических отношениях" от 15 сентября 1995 года N 327/95-ВС;
26. Закон Украины "О вывозной (экспортной) пошлине на живой скот и кожаное сырье" от 7 мая 1996 года N 180/96-ВС;
27. Закон Украины "О ставках акцизного сбора на некоторые транспортные средства и кузова к ним" от 24 мая 1996 года N 216/96-ВС;
28. Закон Украины "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлине на некоторые товары (продукцию)" от 11 июля 1996 года N 313/96-ВС;
29. Закон Украины "О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта" от 22 декабря 1998 года N 330/97-XIV;
30. Закон Украины "О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта" от 22 декабря 1998 года N 331/97-XIV;
31. Закон Украины "О применении специальных мер в отношении импорта в Украину" от 22 декабря 1998 года N 332/97-XIV;
32. Закон "О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности" от 23 декабря 1998 года N 351/97-XIV;
33. Закон Украины "О металлоломе" от 5 мая 1999 года N 619-XIV;
34. Закон Украины "О едином сборе, который справляется в пунктах пропуска через государственную границу Украины" от 4 ноября 1999 года N 1212-XIV;
35. Закон Украины "О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видиограмм, компьютерных программ, баз данных" от 23 марта 2000 года N 1587-III;
36. Закон Украины "О таможенном тарифе Украины" от 5 апреля 2001 года N 2371-III;
37. Приказ Минфина РФ от 06 мая 1999№ 32н (ред. от 27 ноября 2006) "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" // "Российская газета", № 116, 22 июня 1999, № 117, 23 июня 1999
38. Приказ Минфина РФ от 06 мая 1999№ 33н (ред. от 27 ноября 2006) "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" // "Российская газета", № 116, 22 июня 1999, № 117, 23 июня 1999
39. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) "О формах бухгалтерской отчетности организаций " // "Финансовая газета", № 33, 2003
40. Устав ОАО «Солнечногорский завод металлических сеток «ЛЕПСЕ» в ред. от 30.05.2007 г.
Учебники, монографии, брошюры
41. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика; 2008;
42. Бабченко Т.Н. Учет внешнеэкономической деятельности. -М.: Финансы и статистика,2007.-с 352.
43. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2010.
44. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Л.Е. Стровского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 799 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»)
45. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011
46. Григорьев Ю.А. импортные операции: учет, анализ, правовые аспекты. М.: Книжный мир, 2012.-224с.
47. Гусева т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет: учеб.- практическое пособие.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.-504с.
48. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А.М. Макарова; Под ред. И.С. Минько. – М.: Высшая школа, 2009;
49. Дорощук Н., Кулеша В. Дистрибуция на практике. – Издательство Диалектика, 2006.- с.240
50. Ефимова, О.В. Финансовый анализ.[Текст] / О.В. Ефимова – М.: Бухгалтерский учет, 2011.– 351 с.
51. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг /сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке/. – М.: МО, 2001
52. Кеннет Ролницки. Управление каналами дистрибуции. – М.: Изд-во Добрая книга, 2006.- с.368
53. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.[Текст] / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. Учебник.– М.: Велби, 2012.– 424 с.
54. Котлер Ф. Основы маркетинга. –Спб.: КОРУНА, Литера плюс, 2008;
55. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.[Текст] / В.И. Макарьева, Л.В. Андреева – М.: Финансы и статистика, 2007.– 304 с.
56. Маркетинг ВЭД. Конспект лекций / Абакумова О.Г. - Издательство, ПРИОР. Год издания, 2009. – 207с.
57. Основы коммерческой деятельности / Г. С. Тютюшкина. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 51 с.
58. Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. – Изд. 3-е, доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2010.-228 с.
59. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2007. – 452 с.
60. Радченко, Ю.В. Анализ финансовой отчётности.[Текст] / Ю.В. Радченко. Учеб.пособие.– М.: Феникс, 2007.– 192 с.
61. Речмен Д. Дж., Мескон М.Х., Боуви К.Л., Тилл Д.В. Современный бизнес: Учебник в 2-х томах: Пер. с англ. – М.: Республика. 2005.-с. 100
62. Селезнёва, Н.Н. Анализ финансовой отчётности организации.[Текст] / Н.Н. Селезнёва. Учеб.пособие.– М.: ЮНИТИ– ДАНА, 2007.– 584 с.
63. Тихомирова, Л. В., Тихомиров, М. Ю., канд. юрид. наук.Юридическая энциклопедия /М. Ю. Тихомиров, Л. В. Тихомирова ; Общ. ред. М. Ю. Тихомирова. -5-е изд., доп. перераб. -М.,2006. – с.336
64. Шабашев В.А., Федулова Е.А., Кошкин А.В. Лизинг: Основы теории и практики, 2-е изд. – М.: КНОРУС,2005 – 184 с.
65. Шеленков В.Г. Учет лизинговых операций и анализ их эффективности, из-во. – М.: Экзамен XXI, 2007 – 128с.
Диссертации и авторефераты диссертаций
66. Истамов В.К. «Маркетинговые стратегии предпринимательства»: автореферат диссертации д.э.н.: 08.00.09 / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов
67. Богомолов Ю.В. «Развитие и совершенствование валютного контроля во внешнеэкономической деятельности России»: диссертация…кандидата экономических наук: 08.00.11, 2011
68. Миролюбова Т. В. «Совершенствование внешнеэкономической деятельности предприятий в условиях рыночной экономики»: диссертация ... кандидата экономических наук, 2000
69. Осипов А. Н. «Совершенствование методов и инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности региона»: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.09, 2010
70. Горячева М.А. «Совершенствование профессионального общения сотрудников таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности»: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.09, 2009
71. Галимова З.Д. «Совершенствование планирования внешнеэкономической деятельности промышленного предприятия»: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.11, 2011
72. Гейн О.А. «Формирование эффективного механизма управления внешнеэкономической деятельностью предприятия»: автореферат дис. ... кандидата экономических наук»: ГдГУ гос. ун-т 08.00.14/ 2007
73. Ефимочкин В.А. «Формирование системы стратегического управления малыми предприятиями: На примере малых фирм, оказывающих посреднические услуги»: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05, 2010
Электронные ресурсы
74. Рынок сетчатых изделий в России. Условия стабильного положения производителя.// http://www.gmzistra.ru/rynok_setchatyh_izdelij_v_rossii_usloviya_stabilnogo_polozheniya_proizvoditelya/
75. Столичная производственная компания СЕТ.// spksetka.ru/info?start=14
76. Рынок сетчатых изделий в России. Условия стабильного положения производителя.// http://www.gmzistra.ru/rynok_setchatyh_izdelij_v_rossii_usloviya_stabilnogo_polozheniya_proizvoditelya/
77. Інформаційно-аналітичніматеріали// http://me.kmu.gov.ua/control/uk/
78. Харьковский завод металлических сеток //http://www.setki.com.ua
79. Обзоры рынков. Металлосетка// http://stroy-ua.net