Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Занятость и оплата труда в государственном и частных секторах экономики РФ
Введение
XX век был периодом развития трудовых отношений, признания неравенства сторон этих отношений, а также необходимости защиты наемного работника и гарантированности его прав вне зависимости от субъективных представлений работодателей о границах их власти в отношении работников. В течение первой половины двадцатого столетия в разных странах развивалось и совершенствовалось трудовое законодательство, последовательно претворялись на практике определенные стандарты поведения и действий сторон трудовых отношений. Получила развития идея о государстве всеобщего благоденствия, обеспечивающего условия для роста заработной платы, улучшения условий труда и повышения уровня жизни. Несмотря на то, что к середине XX века отношения между трудом и капиталом приобрели форму социального партнерства, изменение экономических и политических условий в ХХI показали, что противоречия между трудом и капиталом не исчезли, а вопросы оплаты труда остаются критически важными для всех экономических систем и парадигме постиндустриального развития.
На протяжении переходного периода экономики России (с 1990 г. – по настоящее время) работодатели получали от государства преференции в виде низкой оплаты наемного труда, а начавшиеся в России дискуссии о повышении гибкости трудовых отношений и расширении возможностей работодателей в отношении найма и условий труда (временной работы, заемного труда), поставили с новой остротой вопрос об определении доли наемного работника (в его новом качестве «человеческого капитала» или «таланта») во вновь созданной стоимости для осуществления процессов модернизации страны.
Политика низкой заработной платы негативно влияет на рост производительности труда. "Экономика дешевого работника", в которой доходы большинства граждан не позволяют им полностью оплачивать жилье,
коммунальные услуги, медицинское обслуживание, получение необходимого образования, не может стать инновационной, в силу того, что такой работник вряд ли найдет силы и средства для творчества и развития.
Заниженный уровень заработной платы по сравнению со стоимостью потребительского бюджета, необходимого для нормального воспроизводства наемного работника и членов его семьи, и позволяющего обеспечить личностное развитие, является антистимулом для наемных работников и ограничителем увеличения покупательной способности всего населения страны, а значит, и роста экономики. И наоборот: рост заработной платы увеличивает внутренний спрос, что ведет к экономическому росту.
Последствия неудовлетворительной ситуации с оплатой труда – многообразны. В наиболее обобщенном виде их негативный характер проявляется в невыполнении заработной платой присущих ей в рыночной экономике важнейших функций – воспроизводства человеческих ресурсов и мотивации к высоко производительному труду.
Степень разработанности проблемы. Изучению различных аспектов рынка труда, политики занятости населения и оплаты труда посвящены труды многих зарубежных и отечественных авторов. Так теоретические основы функционирования рынка труда и реализации государственной политики занятости населения наиболее широко исследованы следующими учеными: А.Г. Аганбегяном, Б.Д. Бреевым, В.С. Булановым, Н.А. Волгиным, В.Е. Гимпельсоном, Р.И. Капелюшниковым, А.Э. Котляром, И.Д. Мацкуляком, К.И. Микульским, Ю.Г. Одеговым, В.А. Павленковым, В.И. Плаксей, А.И. Рофе, Дж. М. Кейнсом, Т. Мальтусом, Д. Рикардо, П. Самуэльсоном, А. Смитом, А. Пигу, М. Фридманом, и др. Помимо этого интересен ряд российских ученых, изучающих зарубежный опыт реализации политики занятости: Ю.К. Балашов, Н.Т. Вишневская, Т.Н. Матрусова, А.А. Никифорова, А.А. Силин, Г.Э. Слезингер и др.
Кроме этого специфика эволюции занятости освещена в трудах Д. Джой-Меттьюза, Д. Меггисона, М. Сюрте, Х. Линдерта, Й. Шумпетера и других зарубежных ученых.
Необходимо отметить, что большая часть изученных работ касается общих теоретико-методологических аспектов исследуемой проблемы или ее отдельных направлений. Что касается регионального рынка труда и политики занятости на нем, вызывают интерес работы следующих ученых: Н. Арсентьевой, Р. Емцова, Л. Задорожней, О. Белокрыловой, Г. Вукович, Н. Кетовой, Л. Корель, И. Мишуровой, П. Ростовцева, Г. Руденко, С. Смирнова, С.Труниным, Т. Ясоновой и др.
Актуальность, социальная острота проблемы, ее недостаточная изученность и разработанность применительно к современным кризисным условиям, необходимость, с одной стороны, решать существующие проблемы рынка труда, а с другой – стабилизировать ситуацию на нем же, не допуская критического уровня безработицы, и обусловили выбор темы, цель, задачи, а также структуру диссертационного исследования.
Целью работы является обоснование стратегии, форм и методов государственного регулирования занятости и оплаты труда в государственном и частных секторах экономики РФ и выработка рекомендаций по увеличению занятости и совершенствованию оплаты труда.
Объектом исследования выступает сфера занятости и система оплаты труда в государственном и частном секторах Российской Федерации.
Предметом – совокупность социально-трудовых отношений, складывающихся в сфере государственного регулирования занятости и оплаты труда.
Для достижения оставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Провести анализ состояния занятости и оплаты труда в государственном и частном секторах экономики РФ;
2.Провести анализ взаимосвязи динамики занятости и оплаты труда в государственном и частном секторе экономики РФ;
3. Дать рекомендации по методике оценки эффективности оплаты труда;
4. Разработать рекомендации по увеличению занятости государственном и частном секторе экономики РФ;
5. Дать рекомендации по совершенствованию оплаты труда в государственном и частном секторе экономики РФ;
6.Показать прирост эффективности оплаты труда в государственном и частном секторе экономики РФ в результате реализации рекомендаций.
Теоретической и методологической основой работы являются фундаментальные теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов в области функционирования рынка труда и государственного регулирования занятости населения, современные разработки в области воздействия на сферу занятости, трудовые ресурсы и оплату труда.
Обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций осуществлялись на основе реализации следующих методов: институционального, статистического анализа, структурно-функционального метода, а также табличных методов предоставления данных.
Информационной базой исследования послужили официальные данные Центральной базы данных Федеральной службы государственной статистики, Росстата, документы международных организаций, федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, данные, предоставленные управлением государственной службы занятости населения РФ, материалы, опубликованные в периодической печати, монографиях, размещенные в сети Internet.
Гипотеза дипломного исследования заключается в обосновании необходимости совершенствования основных направлений и методов механизма государственного регулирования занятости населения и оплаты труда в условиях финансово-экономического кризиса, усилившего структурные, профессиональные и территориальные диспропорции спроса и предложения на рынке труда.
Научная новизна исследования в целом заключается в разработке концептуальных подходов и практических рекомендаций в сфере регулирования занятости и оплаты труда в государственном и частном секторах экономики РФ.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
При расчете эффективности заработной платы используется система показателей, включающая в себя :
1. Показатель экономической эффективности заработной платы, который отражает изменение заработной платы при изменении производительности труда. Другими словами, показатель экономической эффективности заработной платы является мультипликатором, характеризующим, на сколько процентов меняется заработная плата при изменении производительности труда на 1%.
2. Критерий экономической эффективности заработной платы, в качестве которого выступает коэффициент изменения заработной платы при росте производительности труда на 1%, который обосновывается социально-экономическими процессами в стране, регионе. На это соотношение оказывают влияние региональные и отраслевые особенности воспроизводства рабочей силы.
Заключение
Современная ситуация в России характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы в государственном и частном секторе экономики РФ и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. В сравнении с заработной платой в экономике в целом, были сделаны выводы о том, что к 2011 году зарплата бюджетников (средневзвешенная по трем отраслям) увеличилась втрое по сравнению с 2004 г. и темп ее роста заметно опережал средние показатели темпов роста заработной платы по экономике в целом и в промышленности . На протяжении рассматриваемого периода с 2004 по 2011 г., средняя заработная плата «усредненного» работника бюджетного сектора составляла 50-65% от средней заработной платы «усредненного» работника промышленности, несмотря на то, что первый был образованнее второго, согласно данным о доле лиц с высшим образованием в рассматриваемых отраслях.
Автором дипломной работы также отмечен тот факт, что заработная плата в сфере управления бюджетного сектора колеблется на уровне средней в промышленности.
С учетом этой направленности политики занятости целесообразно решать в ближайшее время следующие задачи:
1. сохранение и обновление квалифицированных кадров на предприятиях, где возможен экономический рост в силу расширяющегося спроса на продукцию и улучшения его финансового состояния.
2. поддержка занятости квалифицированной части трудового потенциала в тех сферах деятельности, которые связаны с научно -техническим прогрессом и использованием передовых технологий, но временно находящихся в кризисном состоянии.
3. обеспечение упреждающей переподготовки квалифицированных кадров, потребность в которых снижается в результате либо ожидаемых структурных сдвигов, либо намечающейся модернизации производства, либо банкротств.
4. содействие быстрейшему трудоустройству квалифицированных работников, оставшихся без рабочего места, с целью предотвращения потери квалификации.
5. обязательное трудоустройство молодежи, окончившей профессиональные учебные заведения, по полученной специальности, если она отвечает спросу экономики, или первоочередное дообучение с учетом коньюктуры рынка труда.
6. содействие обновлению кадрового потенциала в сторону повышения его квалифицированной и экономической мобильной части на предприятиях, имеющих перспективу развития, но потерявших значительную часть таких кадров из-за спада производства и низкой оплаты труда.
7. сдерживание роста открытой безработицы в районах с монопроизводством.
8. содействие занятости в районах с недостаточным развитием экономики и высоким уровнем общей незанятости населения.
9. регулирование темпов и масштабов банкротств предприятий по территории с учетом ситуации на конкретном ранке труда в целях недопущения обвального роста безработицы перехода ее в застойную форму.
10. усиление социальной поддержки безработных и членов их семей с низким уровнем среднедушевого дохода.
В современных социально - экономических условиях эффективная занятость населения зависти от различных факторов. Но все они имеют тенденцию к стабилизированию, в зависимости от развития экономики и социальной сферы.
Для сохранения стабильной ситуации на рынке труда необходимо:
- направить дополнительные финансовые средства на осуществление мероприятий на рынке труда;
- обеспечить гибкость рынка труда за счет внедрения разнообразных форм нестандартной занятости и совершенствования механизма социального страхования;
- расширить используемые формы обучения и переобучения безработных, увеличить расходы на их организацию и подбор рабочих мест;
- финансировать создания и сохранения дополнительных рабочих мест для лиц, которые не могут найти работу самостоятельно.
- организовать консультационные пункты, общественные работы, профессиональное обучение, стажировки в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики.
- работодателям предоставлять в службу занятости достоверную и полную информации о наличии вакантных мест на предприятии, о готовящихся высвобождениях работников с предприятий области;
- развивать систему внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающее обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения.
Автором предложена схема перехода к порядку оплаты труда, построенному на результатах, включающая в себя несколько этапов, а именно:
1) разработку нормативно-правовой базы;
2) определение лиц, для которых система может быть применима;
3) выработку показателей результативности и эффективности, критериев премирования и депремирования;
4) разработку системы мониторинга и оценки деятельности служащих;
5) разработку процедуры внесения показателей в контракт;
6) заключение контракта, построенного на принципах учета результатов деятельности.
Реализуя данную схему, автором предложено определение понятия «ответственное лицо» – это государственные гражданские служащие, которые распоряжаются ресурсами, несут ответственность за определенную сферу деятельности органа власти, принимают от лица государства (государственного органа) решения, формирующие политику и осуществляющие действия, являющиеся значимыми для широкого круга граждан и организаций. На основании данного определения автор разработал процедуру, позволяющую идентифицировать лиц (гражданских служащих), для которых применим принцип оплаты труда по результатам.
В настоящее время среди многообразия задач, возникающих при формировании политики занятости населения и рынка труда, приоритетными являются следующие: поддержание и расширение занятости, согласование спроса и предложения рабочей силы, сокращение общей и структурной безработицы; повышение стимулов к активному поиску работы безработными; согласование тенденций изменения оплаты и производительности труда, повышение реального наполнения и роли оплаты труда как источника дохода и важнейшего мотива к труду; согласование динамики спроса на рабочую силу (в том числе по основным профессиям) и тенденций развития системы профессиональной подготовки кадров (в том числе рабочих).
В рамках более отдаленного временного периода необходимо: обеспечить и закрепить прогрессивные сдвиги в региональной и отраслевой структуре занятости населения; повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы; переориентировать экономически активное население на современные формы трудовых отношений; создать новые современные наукоемкие рабочие места, повысить эффективность существующих рабочих мест, улучшить условия труда и его оплаты; активизировать горизонтальную и вертикальную мобильность трудовых ресурсов в условиях непрерывного профессионального образования.
Создание условий для развития реального сектора российской экономики, и, прежде всего, отраслей, нацеленных на удовлетворение потребностей российского населения, расширение инвестиционных вложений, сопровождающееся необходимой профессиональной подготовкой и переподготовкой рабочей силы, дающей гарантированную достойно оплачиваемую работу и современную профессию,— таковы основные приоритеты социально ориентированной экономической политики, актуальной для России. Важнейшими целями такой экономической политики являются: смягчение проблемы безработицы и смежных социальных проблем (в области доходов и уровня жизни, социального неравенства, психологических последствий пребывания в состоянии безработицы). Преодоление негативных тенденций в динамике занятости и на рынке труда — необходимое условие для перспективного развития трудового потенциала России.
Список используемой литературы
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2008 г. N 47 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2010 г».
2. Постановление от 5 августа 2008 г. 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
3. Трудовой Кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
4. «Вести образования» №13-14 (109-110), 1-31 июля 2008 «Анализ групп регионов по степени успешности введения НСОТ» http://www.eurekanet.ru/vesti/info/1638.html
5. «Регионы затягивают пояса: кто туже?»http://ifx.ru/txt.asp?id=1106481
6. Бабина С.И., Гришковец В.Б. Стимулирование труда персонала предприятий в индустриально развитых странах: Учеб. пособие. Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 2007.
7. Вагина Л.В. Государственная служба России: анализ становления, развития и кадрового обеспечения: Материалы науч.-исслед. работ каф. гос. службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ / (Вагина Л.В., Граждан В.Д., Калиниченко Л.А. и др.); РАГС при Президенте РФ. Каф. гос. службы и кадровой политики.-М.: Изд-во РАГС, 2007.
8. Вагина Л.В. Государственная служба Российской Федерации: современное состояние, проблемы функционирования и первоочередные направления дальнейшего развития / Вагина Л.В., Калиниченко Л.А., Лытов Б.В. и др.; Рук. науч. проекта Турчинов А.И.; РАГС при Президенте РФ. Каф. гос. службы и кадровой политики. - М., 2012.
9. Вифлеемский А. «Новая система оплаты труда: что это значит на практике» http://ps.1september.ru/article.php?ID=200802105
10. Волгин Н.А., Волгина О.Н. Оплата труда: японский опыт и российская практика: – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2008.
11. Гимпельсон В.Е., Лукьянова А.Л. «О бедном бюджетнике замолвите слово…:межсекторные различия в заработной плате», препринт WP3/ 2006/05, Москва, ГУ ВШЭ, 2006, 27 с.
12. Голубицкая М. «Социально-Экономическое положение регионов России: Волго-Вятский экономический район» http://www.nasled.ru/pressa/obozrev/N03_00/03_11.HTM
13. Жуков А. Заработная плата: Пути реформирования и резервы повышения // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 5. С. 58–64.
14. Захаров Н.Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего: / РАГС при Президенте РФ. Каф. гос. службы и кадровой политики. - М.: Изд-во РАГС, 2011.
15. Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту (Опыт реформирования государственной службы в Великобритании) // Полис. 2006. № 1.
16. Интервью с Директором Всемирного Банка Кристалиной Георгиевой агентству Прайм-ТАСС 19.08.2005 http://ics.fcpf.ru/media/media624.htm
17. Климычева Ю. «Уроки по НСОТ» // 13.02.2009 № 24 http://www.amurpravda.ru/articles/2009/02/13/7.html
18. Колосницына М.Г. Экономика труда. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2008.
19. Л.Тореева “Иного нет у них пути” http://www.ed-union.ru/page.html?region=19&sid=&page=1&doc=2766
20. Литвинова Н. Бюджетная сфера: зарплатные ожидания // Кадровое дело, № 12 (2008).
21. М.Макаревич «Пример проектирования новой системы оплаты труда в федеральном бюджетном учреждении» http://bigc.ru/government/actual/payment/ppnsot/
22. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда. - М.: Финансы и статистика, 2007.
23. Никифорова А. О соотношении роста производительности и заработной платы // Общество и экономика. 2011. № 7–8. С. 95–111.
24. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда: Т.2. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007,
25. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба: Анализ, проблемы, решения / Н.А. Волгин. М.: Экзамен, 2009. 224 с.
26. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов за 2011 год//http://www.rostrud.ru/documents/22/xPages/item.2108.html
27. Путин В. «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год», http://premier.gov.ru/anticrisis/#soczashita
28. Российский статистический ежегодник,http://www.gks.ru/
29. Рябухин С.Н. «Оценка эффективности распределения средств Фонда софинансирования социальных расходов федерального бюджета России», 2004, 1(73) http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2004/schpal2004bull01/schpal732004bull1-12.htm
30. Труд и зарплата / Л.И. Жуков, В.В. Горшков, В.А. Ловков, Л.В. Неверовский; Под общ. ред. Л.И. Жукова. Л.: Машиностроение, 2008.
31. Турчинов А.И. Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации: Материалы методологич. семинара 30 октября 2001 г. / РАГС при Президенте РФ. Каф. гос. службы и кадровой политики; Редкол.: Турчинов А.И. (рук. авт. коллектива) и др. - М.: Изд-во РАГС, 2008.
32. Федченко А.А. Доходы работников: сущность и регулирование. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 2011.
33. Ясин.Е.Г. “Новая эпоха – старые тревоги: экономическая политика”, Москва: Новое издательство, 2006.
34. Earle, J. and Á.Telegdy (2007) “Ownership and Wages: Estimating Public-Private and Foreign-Domestic Differentials Using LEED from Hungary”, 1986-2003, NBER Working Paper No. 12997
35. Ghinetti P. and Lucifora C. (2007) “Public Sector Pay Gaps and Skill Levels: a Cross-Country Comparison”, Working Papers 118, SEMEQ Department - Faculty of Economics - University of Eastern Piedmont; http://ideas.repec.org/s/upo/upopwp.html.
36. Gregory R., Borland J. “Recent Developments in Public Sector Labor Markets” // Handbook of Labor Economics, Vol.3, part 3, Elsevier B.V., North-Holland, Amsterdam, 2009, р.3573-3630.
37. Werner Troesken “Patronage and Public-Sector Wages in 2006”, The Journal of Economic History, Vol. 59, No. 2. (Jun., 2009), pp. 424-446.