Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Криминологическое обеспечение органами внутренних дел безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Как представляется, среди комплекса причин, обусловливающих подобное состояние безопасности движения на российских дорогах, большую роль играет несовершенство нормативно-правового регулирования сферы обеспечения безопасности дорожного движения. Не менее значимой причиной остается сознательное пренебрежение требований уголовного и административного законодательства, низкая дисциплина и рост агрессивности водителей. Однако, это не всегда принимается ко вниманию, вследствие чего констатируется все еще недостаточное использование субъектами профилактики всех имеющихся у них в арсенале мер предупреждения и профилактики к нарушителям правил дорожного движения .
Несомненно, что обозначенная проблема, имеет сложный, многоплановый характер и требует комплексного подхода с использованием последних достижений различных наук и практики. Особенно значимым для теории и практики является криминологический анализ рассматриваемых преступлений, которому, к сожалению, уделяется недостаточное внимание, и соответствующие проблемы все еще остаются малоизученными. Между тем, механизм дорожно-транспортных преступлений, причины и условия таких преступлений, личность преступника, формы и методы криминологической и виктимологической профилактики указанных деяний составляют именно криминологическое содержание проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, где особую роль призвана сыграть деятельность органов ГИБДД.
В данном вопросе необходимы особые криминологические исследования, затрагивающие различные вопросы. Этими обстоятельствами и определяется актуальность темы настоящего исследования.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа теоретических и методологических основ предупреждения дорожно-транспортных преступлений, его правовых и организационных проблем, сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию уголовно-правовых и специально-криминологических методов противодействия этим негативным явлениям.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
*
*
Причины и условия дорожно-транспортных преступлений – это совокупность объективных и субъективных факторов, снижающих состояние защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, связанных с возникновением опасной аварийной ситуации, личностью правонарушителя, социально-правовыми и организационно-техническими недостатками .
Автотранспортные преступления невозможны без дорожного движения, для которого всегда имеют важное значение реальные условия, объективная обстановка, в которой оно протекает. Состояние транспортного средства и дороги, наличие средств регулирования и информации, действия других участников движения – эти и целый ряд иных обстоятельств могут решающим образом отражаться на процессе дорожного движения. Они составляют объективные причины и условия, которым должен соответствовать режим движения (его направление, скорость и т.п.).
Вместе с тем, понятно, что даже самая современная дорога не может обеспечить движение автомобиля вслепую, без поворотов и перестроений, без ускорения и замедления, без выбора необходимого режима и иного реагирования на сменяющуюся обстановку. Точно так же, как бы ни был современен автомобиль, он нуждается в управлении с учетом ситуации, в ее осмыслении и ответных действиях.
В конечном счете, решение этих задач сводится к водителю, к его действиям, к управлению техникой. Это и определяет значение субъективных причин в обеспечении безопасности дорожного движения и его взаимодействия с объективными условиями, в которых это движение осуществляется.
И здесь необходимо отметить важную особенность объективных причин и условий, которыми сопровождается дорожное движение и которые являются его непременными атрибутами, − это их постоянная смена. При всем кажущемся однообразии дорожной обстановки она постоянно обновляется, изменяется. Нельзя остановить или вернуть дорожную ситуацию, которая постоянно видоизменяется, замедляя или ускоряя свой бег. Это обстоятельство определяет специфичность и динамизм происхождения каждого отдельно взятого автотранспортного преступления и аварийности в целом. Смена обстановки требует постоянного внимания со стороны водителя и внесения им необходимых корректив в параметры движения с учетом происходящих перемен . Несоответствие параметров движения реальным условиям приводит к возникновению экстремальных ситуаций и может повлечь автотранспортное преступление.