Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Выборы в РФ
Реформа конституционного права в 1991 г. предоставила российским гражданам широкий круг прав и свобод. Среди политических прав и свобод граждан определяющими для российской государственности были те, которые обеспечивали гражданам России право участвовать в управлении государством посредством выборов.
Если говорить собственно о масштабе опыта, то опыт выборов в истории российской государственности весьма солидный. Проблемой является его содержательная сторона. Выборы выполняют определенные функции в политической системе. В истории России – как в предыдущие эпохи, так и на современном этапе – выборы выполняли весьма специфические функции. Они отличаются от функций выборов в демократическом режиме. Явным парадоксом нашего исторического опыта можно назвать тот факт, что выборы подчас использовались не для демократизации государства, а напротив – способствовали усилению авторитарности.
Выборы изначально призваны служить демократии. Их главное социальное значение – возможность сформировать эффективное правительство, адекватно отражая мнение и волю граждан. Но чаще всего вопрос о необходимости ходить на выборы в России вызывает бурю негодования, ключевыми моментами которой станут бессмысленность голосования, фальсификация, «заказные» результаты и так далее. Тем не менее, существует понятие активной гражданской позиции, потому, что только проголосовав, можно рассуждать о том, как все плохо или что не сделано.
Степень научной разработанности темы. Осмысление реформаторских процессов в России позволило В.Я. Ге-льману, Г.В. Голосову, А.В. Кравцовой, Е.Ю. Мелешкиной, Н.П. Поливаевой, Е.С. Сидоркиной, В.В. Федорову подойти к пониманию избирательного права и процесса как политического института.
Изучению политико-правовых основ избирательного права в России посвящены труды В.Я. Гельмана, З.М. Зотовой, В.В. Игнатенко, В.Е. Подшивалова, В.В. Лапаевой, Б.И. Макаренко, В.В. Панкратова, В.Л. Римского .
*
*
Члены правительства были включены в списки трех избирательных объединений. Наибольшее число министров (8, в том числе возглавлявший список первый вице-премьер Е.Т. Гайдар и 3 вице-премьера) было в списке «Выбора России», который в связи с этим воспринимался как «партия власти». Однако проправительственным был и список ПРЕС, возглавлявшийся вице-премьерами С.М. Шахраем и А.Н. Шохиным и включавший также министров юстиции и труда. В списке Аграрной партии России также был вице-премьер А.Х. Заверюха, хотя эта партия являлась скорее оппозиционной .
Восемь прошедших в Думу объединений отражали в основном политический спектр России. Занявшая первое место ЛДПР аккумулировала голоса как «патриотического», так и протестного электората. Левый фланг был поделен КПРФ и аграриями. Правительственные партии – «Выбор России» и ПРЕС – занимали соответственно правую и правоцентристскую ниши. Блок, возглавлявшийся Г.А. Явлинским (который уже тогда неофициально именовался «Яблоком»), представлял демократическую оппозицию с некоторым социал-демократическим уклоном. Демократическая партия России была в тот период скорее левоцентристской. Движение «Женщины России» занимало в основном центристские позиции, однако в ее электорате существенную роль играла протестная составляющая.
Президентские выборы 1996 года уже были двухтуровыми, и доверия к итогам данных выборов у большинства граждан России нет. Многие до сих пор убеждены в том, что победу одержал Зюганов, но он из-за собственного слабоволия не смог воспользоваться своей победой. Плюс 13 с половиной миллионов голосов за Ельцина во втором туре – это не столько «мобилизационный ресурс», сколько формализованный «административный ресурс» в масштабах России на лето 1996 года .