Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Современная аграрная политика России в условиях вступления в ВТО: особенности формирования и реализации
В этой связи исследования, направленные на рассмотрение содержания и изменения мер государственного регулирования и поддержки и разработки критериев эффективности их использования с учетом требований всемирной организации, определяют актуальность выбранной темы работы.
Рыночные реформы, проводимые в народнохозяйственном комплексе России, коренным образом изменили ситуацию и в аграрном секторе экономики, который в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее ему на равных и в полной мере участвовать в межотраслевой и международной конкуренции. К позитивным результатам социально - экономических преобразований в стране следует отнести преодоление всеобщего огосударствления экономики, создание условий для формирования многоукладной экономики на базе различных форм собственности, разви¬тие рыночных отношений, предоставление субъектам хозяйствования самостоятельно¬сти в решении вопросов, касающихся производства и реализации продукции, распреде¬ления полученного дохода.
Одновременно реформирование в сельском хозяйстве охарак¬теризовалось резким падением аграрного производства, ухудшением материально-технической базы отрасли, низким уровнем оплаты труда, недостатком оборотных средств, что и стало причиной сокращения производства, а это, в свою очередь, еще больше усугубило финансовое состояние отрасли, привело к снижению инвестиционной привлека¬тельности сельхозпредприятий. Изменилось и место АПК России в мировой экономике.
Степень разработанности проблемы. Общетеоретические проблемы системы наднационального и государственного регулирования международной торговли, а также процесс и последствия вступления стран в ВТО рассматривались в исследованиях зарубежных авторов: Б. Баласса, П. Кругмана, П. Х. Линдерта, Д. Б. Наваретти, Г. П. Сэмпсона, Д. Ю. Стиглица, Д. Г. Тарра, Э. Чарлтона, а также отечественных экономистов: Е. Ф. Авдокуши-на, А. М. Басенко, С. А. Григоряна, Р. С. Гринберга, А. В. Данильцева, И. И. Дю-мулена, С. И. Долгова, Н. Н. Ливенцева, И. П. Фаминского.
*
*
План Обамы по удвоению продовольственного экспорта США предусматривает уровень поддержки сельхозпроизводителей в размере 0,16 долл. на 1 долл. произведенной продукции. Для сравнения: уровень поддержки в России не превышает 0,06 долл. на 1 долл. продукции, а в Норвегии (член ВТО) составляет 0,68 долл. на 1 долл. продукции (источник: International trade administration (ITA) (trade.gov).
С учетом состояния АПК России на момент присоединения страны к ВТО реальный уровень субсидирования гораздо ниже дозволенного в рамках ВТО, а уровень платежеспособности сельскохозяйственных компаний снижается до критической планки (рис. 8).
Методы государственного регулирования в рыночной эко¬номике подразделяются на две основные группы: администра¬тивные (правовые, юридические, организационно-распоряди¬тельные) и экономические (финансовые).
Формы государственной поддержки АПК:
- прямые финансовые вложения в АПК (субсидии, дотации, компенсации и др.);
- предоставление сельхозтоваропроизводителям средств на возвратной основе (восполнение сезонного недостатка оборотных средств, лизинг сельскохозяйственных средств производства и др.);
- меры регулирования, осуществляемые государством по различным аспектам функционирования АПК (реструктуризация задолженности хозяйств, совершенствование реализации сель¬скохозяйственной продукции, оптимизация ценовых соотноше¬ний и др.);
- бюджетное финансирование организаций, осуществляю¬щих научное, кадровое и информационное обеспечение АПК.
Во всем мире процессы государственной поддержки и финансирования сельхозпроизводства регулируются законодательно. Например, закон о сельском хозяйстве США состоит из нескольких томов и содержит конкретные цифры по производству всех видов питания, по объему выделения государственных средств на поддержку сельхозпроизводителя. Особенность закона заключается в том, что он определяет не только отношения между государством и сельхозпроизводителем. В нем четко прописываются определения и признаки всех участников процесса. Независимо от форм собственно¬сти сельхозпроизводителями являются как крупные предприятия: холдинги, фермерские хозяйства, производственные кооперативы, так и граждане, занятые в подсобных хозяйствах.