Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Правоохранительная деятельность органов юстиции
Не является исключением сфера юстиции и, соответственно, действия компетентных органов по управлению в данной сфере.
Сферу юстиции необходимо понимать шире, чем только правосудие, как это возможно перевести дословно. К указанной сфере относятся действия государственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, а значит, по обеспечению законности.
Таковыми органами, то есть органами юстиции, необходимо считать Министерство юстиции Российской Федерации с его территориальными органами, призванными обеспечивать единство правового пространства, а также федеральные органы исполнительной власти - федеральные службы и агентства, призванные осуществлять деятельность в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.
Деятельность любого государственного органа осуществляется в определенных целях приданными ему конкретными механизмами их реализации.
Единой целью органов юстиции будет обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в пределах приданных полномочий в сферах, обозначенных выше.
*
*
Несмотря на активное развитие органов юстиции, сегодня остается ряд нерешенных проблем, требующих своего логического завершения.
Если в юридической науке довольно четко определяются такие категории, как законность и эффективность государственного управления, то применительно к органам юстиции в непосредственной взаимосвязи с их функциями по обеспечению указанных категорий проблема не исследовалась.
Необходимо выделить следующие составляющие в процессе завершения реформирования органов юстиции.
Во-первых, это деятельность, связанная с обеспечением единства правового пространства, а именно такой существенный раздел, как экспертиза нормативных правовых актов. Этот раздел деятельности Министерства юстиции России выделен для особого рассмотрения ввиду следующего. Территориальные органы Минюста России призваны проводить экспертизу правовых актов, при этом в случае выявления нарушений законов они должны направить свое заключение для рассмотрения в орган, допустивший принятие незаконного правового акта. В свою очередь, этот орган, рассматривая заключение, вправе как принять его, так и не принять, оставив свой акт в прежнем виде. Данное обстоятельство обусловлено тем, что заключение органа юстиции носит рекомендательный, а не обязательный характер. В подобном случае орган юстиции не имеет права применять действенные меры по обеспечению законности. У него попросту нет на то полномочий. Эффективной, а тем более обеспечивающей законность, такую работу не назовешь. Более того, аналогичную по содержанию работу проводят органы прокуратуры России.
*
*
Зачастую в процессе законотворчества субъекты Российской Федерации пренебрегают общепризнанными правилами юридической техники, а также официальным опубликованием принятых нормативных актов. Принятие федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации» качественно скажется на процессе законотворчества. Для этого, прежде всего, необходимо закрепление следующих позиций: установление иерархии и формы нормативных правовых актов; определение понятия нормативности и ненормативности правовых актов; установление единых для всех субъектов Российской Федерации правила законодательной техники и сроков принятия подзаконных правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов; установление требования для признания нормативного правового акта «официально опубликованным для всеобщего сведения» с учетом особенностей конкретного субъекта.
Самыми востребованными органами Министерства юстиции являются: служба судебных приставов, которая получила статус федерального органа исполнительной власти и вошла в систему Министерства юстиции РФ, а также уголовно-исполнительная система, которая является составной частью системы правоохранительных органов.