Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Дипломатическое сотрудничество СССР и КНР в период Холодной войны
Общепризнано, что наибольшие успехи в отношениях между РФ и КНР были достигнуты в сфере высокой политики. Как отметил в своем интервью президент РФ Д.Медведев накануне своего визита в КНР в апреле 2011 года, «российско-китайские отношения достигли «высшей точки развития» за всю их историю». На первом месте – постоянные тесные связи на самом высшем уровне, которые были при В.Путине в 2000-2008 гг. и сохранялись при Д.Медведеве в 2008-2012 гг. В 2004 г. в ходе визита В.Путина в Китай был окончательно решен пограничный вопрос, и было подписано Дополнительное соглашение между РФ и КНР о государственной границе на ее восточной части. Это соглашение подвело черту под погранично-территориальной проблемой, которое на протяжении 40 лет создавало конфликтную ситуацию в отношениях между странами. В 2006-2007 гг. были проведены национальные годы России в Китае и Китая в России, в 2009-2010 гг. – годы русского и китайского языков. Достигнута договоренность о проведении годов туризма. В результате этих мероприятий снизился страх российского населения перед «китайской экспансией».
Цель дипломной работы заключается в исследовании дипломатического сотрудничества СССР и КНР в период «Холодной войны».
Объект дипломной работы – содержание и основные параметры межгосударственных отношений СССР и КНР.
Предмет дипломной работы – дипломатические отношения СССР и КНР на определенном временном этапе (1949-1991 гг.).
Хронологические рамки исследования: с 1949 по 1991 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
*
*
Значительную долю ответственности за коллапс Советского Союза китайские эксперты возлагают лично на Михаила Горбачева. Его главную ошибку они видят в том, что он позволил КПСС утратить контроль над процессом реформ. Как отмечает Чжан Юйлян в обширной статье 1993 года «Трагедия Горбачева», реформы были необходимы СССР и особенно КПСС, однако избранные им методы привели страну и партию к краху. Во-первых, Горбачев ослабил партию изнутри, фактически разрешив формирование фракций внутри КПСС, а затем ослабил ее извне, согласившись на отмену 6-й статьи Конституции СССР 1977 года, определявшей монополию партии на власть. Ослаблению партии способствовали и попытки Горбачева разделить партийную и государственную бюрократию за счет укрепления института Советов и Верховного совета СССР. Как отмечается в вышедшей в 2001 году в Пекине коллективной монографии «Крах великой державы: анализ причин распада СССР», Верховный совет оказался институционально не готов к тому, чтобы взять в свои руки всю полноту власти. В вину Горбачеву ставится поспешность, с которой были проведены преобразования, а также слишком резкая ротация членов Политбюро после 1985 года – отсутствие преемственности курса породило раскол в партии между «консерваторами» и сторонниками молодого генсека.
Наконец, многие китайские авторы упрекают Горбачева в попытках копировать западную социал-демократию и чрезмерном распространении «гласности», что привело к подрыву идеологии и веры в страну как среди рядовых граждан, так и среди членов партии. Критикуя ошибки верховного руководителя КПСС и СССР в кризисный период, многие китайские эксперты уже в начале 1990-х годов задумались о причинах того, почему ошибки одного человека оказались столь разрушительны для системы и почему во главе партии и государства оказался настолько неэффективный лидер. Ответ на первый вопрос был найден в излишней концентрации верховной власти в СССР в руках одного человека и отказе от принципа коллективного руководства. Как отмечает Сяо Гуйсэнь в вышедшей еще в 1992 году статье «Концентрация власти в руках высшего центрального руководства и перемены в СССР», эта традиция была заложена еще при Сталине.
Многие китайские авторы убеждены, что к краху СССР привели именно заложенные при Сталине врожденные дефекты советской модели с ее высокой концентрацией власти и негибкой командно-административной системой, а также накапливавшиеся годами проблемы и противоречия, которые эта модель уже не могла решить в силу своей неадаптивности. Причиной же плохого отбора лидеров в СССР стало отсутствие четкой системы ротации руководящих кадров – в итоге престарелое Политбюро эпохи Брежнева сначала породило череду лидеров, умиравших один за другим, а затем вынесло на поверхность молодого Горбачева. Помимо плачевного состояния центрального руководство, одной из важнейших причин распада СССР китайские эксперты считают общее состояние правящей партии к середине 1980-х годов. Хуан Вэйдин в вышедшей в 2002 году книге «Десятый юбилей падения КПСС» отмечает: «Смерть КПСС была вызвана не столько антикоммунистическими силами, сколько коррумпированными членами партии.
*
*
С каждым годом расширяется взаимодействие наших стран на мировой арене, усиливается координация действий в решении актуальных международных и региональных проблем. В последние годы российско-китайское стратегическое партнерство в международных делах вышло на качественно новый, беспрецедентно высокий уровень взаимной поддержки по затрагивающим интересы безопасности наших стран вопросам. Оно является важным фактором укрепления безопасности и стабильности в Евразии, одной из несущих конструкций современной архитектуры безопасности и стабильности в мире.
Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым международным проблемам совпадают либо близки.
Россия и КНР сообща способствуют укреплению мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Российско-китайское партнерство играет важную роль в поиске разрешения ядерной проблемы Корейского полуострова, ситуации вокруг ядерной программы Ирана, в вопросах урегулирования в Афганистане, Ираке и в других «горячих точках». Во многом благодаря активной линии России и Китая укрепляется политический и практический потенциал Шанхайской организации сотрудничества, которая превращается в системообразующий фактор обеспечения мира и безопасности в Азии.