Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Семейно-правовое регулирование приемной семьи
Понятно, что замещающая семья, как правило, не может дать ребенку того, что он может и должен найти в родной семье. Однако во все времена и на всем мировом пространстве как в обычных условиях, так и во время стихийных бедствий, войн, катастроф, всякого рода социальных, межнациональных, межрелигиозных и иных конфликтов, на помощь детям приходят замещающие семьи, в которых они находят свой потерянный дом, тепло семейного очага, все необходимое для их становления как личности. Безусловно, в такой семье, точно так же, как и в кровно-родственной, выполняется одна из основных социальных функций любой семьи как первичной ячейки общества — воспитательная функция. Более того, иногда для ребенка, вытесненного из родной семьи самыми близкими ему людьми — родителями — она становится по-настоящему надежным пристанищем. Не случайно народная мудрость гласит: «Не тот родитель, который родил, а тот, который воспитал».
В принципе для любой семьи, будь то кровно-родственная или замещающая, в основе которой вовсе нет каких-либо родственных связей, регуляторами ее внутренней жизни являются одни и те же социальные нормы: обычаи, традиции, правила общежития, нормы морали, нравственности, религии, а также нормы права. Другое дело, что внутри структуры общества кровно-родственные семьи создаются естественным путем, и лишь затем внутрисемейные отношения регулируются нормами права, в то время как для замещающей семьи право играет куда большую роль. Прежде чем возникнут правовые отношения между воспитателем и воспитанником в замещающей семье, должны быть урегулированы отношения по «внедрению», т. е. по передаче ребенка в уже существующую семью либо предшествующие им отношения по созданию специально для выполнения воспитательной функции некой искусственной структуры, именуемой, к примеру, приемной семьей, и т.п. Именно эти отношения по поводу создания семейной формы воспитания и передачи в такую семью ребенка и принято именовать правоотношениями по устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
*
*
Более подробно обращаясь к правовому регулированию прекращения договоров о передаче ребенка в приемную семью, по мнению автора, в целях методологического структурирования действующих нормативов, следует осуществить группирование юридически значимых событий и действий, наступление, которых влечет окончание действия контрактов рассматриваемого вида. Проведенное исследование дает нам возможность выделить три блока таких юридических фактов.
Первый блок оснований прекращения договора непосредственно связан с изменением или прекращением юридического статуса приемного родителя или ребенка, взятого на воспитание в семью. В него входят: достижение приемным ребенком совершеннолетия; эмансипация несовершеннолетнего; вступление несовершеннолетнего в брак до наступления совершеннолетия; смерть ребенка; смерть приемного родителя, объявление его умершим или безвестно отсутствующим; истечения срока действия договора. Указанный блок может в свою очередь быть разбит на две группы. Первая группу включает в себя юридические факты, обуславливающие приобретение ребенком полной дееспособности, вторая - связана со смертью одного из участников правоотношений.
Итак, наиболее типичным и распространенным основанием прекращения договора о передаче ребенка в приемную семью является достижение последним совершеннолетия. Совершеннолетие по общему правилу в силу ст. 21 ГК РФ приобретение дееспособности лицом в полном объеме. Последнее означает, что гражданин вправе в полной мере отвечать за свои действия, приобретать права и обязанности, а значит определять свою дальнейшую судьбу самостоятельно без посторонней помощи. В связи с этим договор, сама суть которого сводится к оказанию услуг по воспитанию подопечного, теряет свое целевое назначение. Учитывать следует, также и то обстоятельство, что институт приемной семьи не подразумевает возникновения алиментных, наследственных или иных подобных отношений между приемным ребенком и родителем, в силу чего никаких правоотношений, исходящих из договора, по достижении воспитанником восемнадцати лет не сохраняется .