Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности понятия суверенитета в федеративном государстве
+ защитная речь
За примерами, что называется, далеко ходить не надо. Прошедшее десятилетие показало, что отечественная теория суверенитета в своем осмыслении начала 90-х годов XX в. послужила теоретическим обоснованием к распаду СССР. Нельзя не отметить, что начавшийся вслед за этим массовый "парад суверенитетов", который продолжался в России с 1992 по 1996 г., стал возможен потому, что у части российской политической и научной "элиты" также существовало и существует убеждение о делимости суверенитета. "Парад суверенитетов" бывших автономных республик внес существенные коррективы в менталитет народов, населяющих эти регионы. Советская научная и официальная доктрина государственного суверенитета признавала сочетаемость, а, значит, существование и сосуществование государственного суверенитета, как федерации, так и ее субъектов (еще В.И. Ленин, подвергнув критике сталинский план автономизации, предложил модель союза суверенных республик). Избранная сегодня российским законодателем и политическим истеблишментом концепция суверенитета, прежде всего, направлена на нейтрализацию негативных тенденций недавнего прошлого. Однако, как отмечает И.Н. Барциц, "недостатки концепции и предлагаемого в ней закрепления правового статуса субъектов Федерации очевидны" . *
*
Несмотря на однозначное установление в Конституции РФ единства ее суверенитета на всей территории России и международно-правовое признание суверенитета только за единым федеративным государством и отказ от признания суверенитета субъектов Федерации, независимо от того, признают ли себя суверенными в своих конституциях субъекты Федерации, в российской юридической литературе и государственно-правовой практике ряда субъектов Федерации идея суверенитета республик имеет идеологических сторонников, а в ряде республик она зафиксирована на конституционном уровне. Так, в 2003 г. была принята и действует Конституция Чеченской Республики. Ее статья 1 гласит: "Суверенитет Чеченской Республики выражается в обладании всей полнотой власти (законодательной, исполнительной, судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам ведения Российской Федерации и Чеченской Республики...", это ее "неотъемлемое качественное состояние". Возражения ученых о неточности такой формулировки не были приняты во внимание.
В результате в литературе термин "субъект федерации" нередко рассматривается и определяется авторами в качестве государства . Думается, что методологической основой такого подхода является признание признаков (свойств) государства у субъекта федерации.
Между тем ответ на поставленный вопрос должен учитывать научно разработанное определение понятия государства и его признаки (свойства). К сожалению, в науке нет общепринятого представления о государстве, в результате в юридической литературе этот термин определяется авторами неоднозначно. Но в большинстве своем в современных публикациях на эту тему государство рассматривается как политическая (политико-правовая) организация общества .
Термин "политическая организация" применительно к государству означает, что его деятельность "...носит политический характер, т.е. связана с отношениями между основными социальными группами" . Можно допустить, что такая деятельность характерна и для субъекта федерации. В этом случае сложно провести грань различий между определениями понятий "государство" и "субъект федерации". Но "...государство – не единственная в обществе политическая организация" , кроме него "...в обществе действуют и другие политические организации: политические партии, политические движения, иные организации, деятельность которых связана с политикой" . Поэтому необходимо видеть общее и различать специфику каждой такой организации.