Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме ВОПРОСЫ К ГОСАМ
по "ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
(В ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ)"
1. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
1. Предприятие: понятие, задачи, функции.
Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, это юридическое лицо (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны.
К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.
При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основой:
• для увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;
• возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий;
• обеспечения обороноспособности государства;
• простого и расширенного воспроизводства;
• развития национальной науки и ускорения научно-технического прогресса;
• повышения материального благосостояния граждан страны;
• развития медицины, образования и культуры;
• решения проблемы занятости и многих других социальных проблем.
Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют.
7. Управленческие решения. Сущность, виды;
В организационных структурах управления процессы принятия решений реализуются постоянно. Управленческие решения принимаются в ситуациях:
• возникновения новых условий, обстоятельств, нарушающих нормальный режим функционирования организации с целью возврата ее на оптимальный уровень;
• необходимости сохранения неизменными созданные условия, если режим функционирования организации оптимален;
• необходимости перевода организации на новый режим функционирования, обусловленный новыми целями.
Принятие управленческого решения предполагает действия, направленные:
• на восстановление контроля за ходом событий;
• корректировку нормативов оценки деловой информации в соответствии с обстановкой;
• использование открывшихся возможностей.
Управленческие решения принимаются на всех уровнях иерархической структуры предприятия. При этом определяются цели, формы деятельности, ресурсы, возможности, трудности и пути их преодоления. Все эти моменты формируются в виде управленческого решения.
Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта менеджмента на основе знания объективных законов функционирования управляемой подсистемы, анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.
Для управленческого решения характерны:
• целенаправленность;
• волевой характер;
• директивность;
• конкретность.
Проблема – ситуация, характеризующаяся таким различием между желаемым и существующим состоянием управляемой подсистемы, которое препятствует ее развитию и нормальному функционированию.
Констатация возникновения проблемы и ее описание заключаются в следующем:
• конкретизация содержания проблемы;
• локализация места возникновения проблемы;
• определение момента возникновения проблемы;
• установление тенденций развития проблемы от момента возникновения до констатации;
• определение необходимости осуществления действий по устранению проблемы до выяснения причин ее возникновения.
Основные способы распределения причин возникновения проблемы:
• выявление изменений в объекте управления и внешней среде, предшествующих возникновения проблемы;
• выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникла, и установление различий в объектах;
• построение причинно-следственной диаграммы;
• составление карты мнений.
8. Территориальное зонирование города
Из действующего законодательства следует, что сейчас должно проводиться: зонирование территорий для осуществления градостроительной деятельности; зонирование территорий поселений; зонирование отдельных территориальных зон.
Зонирование территорий представляет собой два взаимосвязанных процесса. Один из них состоит в делении территорий на зоны с установлением границ каждой зоны. Другой - в определении в пределах каждой из данных зон правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под их поверхностью. Соответствующие зоны в современном земельном законодательстве принято называть территориальными зонами.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О государственном земельном кадастре" под территориальной зоной следует понимать часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков, и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей среды и иным законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Территориальная зона признается объектом землеустройства (ст. 1 ФЗ "О землеустройстве"). Сведения о территориальной зоне должны содержаться в государственном земельном кадастре (ст. 1 и 12 ФЗ "О государственном земельном кадастре").
Зонирование территорий в РФ - дело специфическое и непростое. Формирование территориальных зон часто отличается особым своеобразием.
На решение проблем зонирования территорий в нашей стране негативно влияют два тесно связанных между собой фактора: отсутствие в теории и практике более или менее устоявшихся взглядов на зонирование территорий; отсутствие полноценного и согласованного законодательства о зонировании территорий.
Важную роль для стоимости города оказывает влияние системы города в зависимости от функционирования зон. Система города – это совокупность элементов и связей, возникающих в окружающем пространстве города.
На территории города сформированы следующие зоны:
1. Селитебная территория – место проживания населения.:
2. промышленная – концентрация основных промышленных предприятий.:
3. Рекреационная – это зоны сосредоточения ценных природных объектов (реки, естественные водоемы, лесопарки):
4. Центральный район – место размещения органов власти, управления и культурные учреждения.:
Зоны городской территории – это фрагменты территории города, которые составляют планировочную структуру города:
Критерии зонирования территории города зависят от следующих характеристик::
1. ландшафтных (особенности рельефа местности):
2. транспортной доступности:
3. от ценности улучшений.
7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
1. Предмет и метод экономической теории.
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.
Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.
40. Закон денежного обращения. Денежный рынок.
Денежное обращение — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах в связи с реализацией товаров, с оплатой оказываемых услуг, с совершением различных платежей (выплата заработной платы, уплата налогов, возврат и предоставление кредита, уплата процентов и т. д.).
Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В процессе обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь и вновь обращаются в соответствии со своими функциями.
Сфера денежного обращения включает:
1. Безналично-наличное перечисление — посредством записей на счетах в банке, отражающие платежи.
2. Наличное обращение в виде денежных знаков. Участвуют в сфере денежного обращения:
домохозяйства (физические лица);
предприятия и организации;
учреждения (за счет бюджета) и другие юридически лица, находящиеся вне банковской системы.
Деньги покидают сферу обращения в том случае, если они привлечены банковской системой на некоторый срок или вовлечены в государственный бюджет.
Особенности наличного и безналичного денежного обращения:
У наличных и безналичных денег разная циркуляция. Наличные деньги бывают в обороте много раз и выбывают из него, когда они физически изнашиваются. Безналичные деньги циркулируют единожды в форме списания с одного счета на другой.
У наличного и безналичного оборота разные контрагенты (участники). Наличный оборот всегда связан с населением, а у безналичного оборота контрагентами выступают субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность (предприятия, компании и т. д.).
Наличные и безналичные деньги выполняют разные функции. Наличные деньги: функция платежа, обращения, сбережения и накопления. Безналичные деньги: платежа и накопления (в виде остатка на счетах).
Безналичные расчеты легче контролировать.
1. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка.
Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий центрального банка и правительства в области денежного обращения и кредита.
Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы.
Монетарная политика являтеся важнейшим элементом макроэкономической политики.
Все воздействия отражаются на величине совокупного общественного продукта и национального продукта.
Основные цели кредитно-денежной политики государства:
Сдерживание инфляции
Обеспечение полной занятости
Регулирование темпов экономического роста
Смягчение циклических колебаний в экономике
Обеспечение устойчивости платежного баланса
Принципы денежного и кредитного регулирования экономики
Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, который предполагает следующее:
политику денежно-кредитных рестрикций, которая предполагает ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств для участников кредитной системы в центральном банке; повышения уровня процентных ставок; ограничения темпов роста денежной массы в обращении по сравнению с товарной массой;
политику денежно-кредитной экспансии, которая предполагает стимулирование кредитных операций; снижение норм резервирования для субъектов кредитной системы; падение уровня кредитных ставок; ускорение оборачиваемости денежной единицы.