Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формы и методы государственного надзора за кредитными организациями
За последнее десятилетие в Российской Федерации произошло много положительных сдвигов в направлении реформирования нормативной базы банковского надзора. Но вместе с тем, правовая среда, в которой на данный момент функционируют отечественные надзорные органы, нуждается в дальнейшей модернизации, что, в свою очередь, требует значительных мер по совершенствованию действующего законодательства. При этом реформирование законодательства должно носить системный характер, чтобы оказаться в состоянии качественно улучшить состояние отрасли.
Банковская деятельность является особенной деятельностью. Аккумулируя денежные средства и предоставляя их в качестве кредитов и иных видов вложений, банки являются важнейшими финансовыми посредниками. От их деятельности зависят как состояние дел отдельных предприятий, так и экономики в целом. В силу этого и ряда других причин все процессы, происходящие в банковской сфере, подвергаются регулированию и контролю со стороны государственных органов.
Центральной частью управляющего воздействия государства на функционирование коммерческих банков в современных условиях является банковское регулирование и надзор, осуществляемое Центральным банком. Основными элементами системы банковского надзора и регулирования являются лицензирование банковской деятельности и текущий надзор. Каждый из этих элементов имеет как формальный, так и содержательный аспекты.
*
*
Осуществление надзора является наиболее эффективным, когда руководство и все другие сотрудники банка считают его неотъемлемой частью деятельности банка, а не дополнением к ней. Когда мероприятия по контролю воспринимаются в качестве дополнения к текущей деятельности, они часто недооцениваются или даже не выполняются в ситуациях, когда сотрудники вынуждены работать в спешке. Помимо этого, мероприятия по контролю, встроенные в ежедневные банковские операции, помогают оперативно реагировать на изменение условий и избегать неоправданных затрат. В целях совершенствования культуры контроля в банке менеджмент обязан следить за тем, чтобы адекватные мероприятия по контролю осуществлялись как составная часть соответствующих ежедневных обязанностей всех сотрудников банка . Не секрет, что разорение многих банков прежде всего было связано с неудовлетворительным их управлением из-за недостаточных квалификации и опыта высших менеджеров. Недопустимым пробелом в надзоре продолжает оставаться учет рисков, связанных с потенциальной криминализацией банков.
Следует отметить, что основным недостатком сегодня является ограниченность правовых возможностей Центральному Банка Российской Федерации по реализации содержательных подходов к оценке рисков кредитных организаций. Наличие в банках эффективных систем внутреннего контроля и управления рисками является не только залогом их успешной деятельности, но и непременным условием выживания, а значит, и залогом финансовой стабильности банковского сектора в целом. Особое внимание должно уделяться вопросам идентификации и оценки рисков, в том числе рисков, имеющих системную природу. Несмотря на указанные проблемы, накопленный надзорными органами опыт свидетельствует о наличии резервов совершенствования методологии и методического обеспечения проверок внутренних систем управления банков, нацеленных также на повышение качества их корпоративного управления и обеспечение финансовой устойчивости .
*
*
Таким образом, отмеченное свидетельствует о том, что только четкое определение порядка надзора и его функций может способствовать повышению эффективности банковского надзора, получению жизнеспособной устойчивой банковской системы и снижению вероятности нежелательных направлений ее развития. В настоящее время в российской банковской отрасли в большей степени существует централизованный контроль и надзор. Однако все чаще говорится о необходимости перехода на модель, предлагаемую Базельским комитетом, для которой характерна опора на внутренний контроль (т.е. самоконтроль) банка в рамках общих направляющих методик Центрального Банка РФ.
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время нормативное регулирование в сфере банковского надзора в России развивается по пути установления дифференцированной системы эффективности деятельности кредитных организаций, внедрения комплексной оценки экономического состояния банков. Дальнейшее развитие банковского надзора, несомненно, должно быть направлено на предотвращение негативных явлений в банковской сфере, что позволит сохранять высокую устойчивость всей финансовой системы