Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Изучение особенностей личности людей сенильного возраста, оказывающих влияние на эффективность общения (введение и 1 глава)
Актуальность темы исследования. Проблема личности никогда не теряет своей актуальности в истории становления психологической мысли. С XX в. старость как особое возрастное явление жизни человека быстро эволюционирует. Пожилой человек в наше время становится значительной фигурой в общественной структуре сознания. Начнем с того, что возрастная периодизация претерпевает существенные изменения: увеличивается продолжительность жизни (в среднем до 78 лет), а выход на пенсию значительно опережает дату глубокого старения, и, как следствие, пожилому человеку необходимо продуктивно и комфортно организовать свою дальнейшую жизнь. Имеют значение и социокультурные условия определенного исторического периода. Наше время непрерывных глобальных трансформаций, которое создает для человека крайне нестабильное среду, для молодого поколения становится стимулом ускоренного, интенсивного развития, преодоления трудностей, а большинство пожилых – подавляет, тормозит (примером может послужить беспомощность пожилых людей у банкоматов или терминалов). Для последних выход на пенсию становится патогенным фактором в соматическом и психическом отношении, обостряет ощущения биологического и психологического контраста между собственной дезориентацией, которую склонны интерпретировать как пассивность, и активной деятельностью общества. Этот контраст воспринимается многими пожилыми людьми как унижение, поскольку человек еще способен к работе, к творчеству и т. д.
Поэтому возникает проблема изучения особенностей личности людей сенильного возраста, оказывающих влияние на эффективность общения...
Общение - это обмен информацией. Человек, являясь представителем высших животных, живет в биполярной структуре, определяемой двумя категориями контактов: контакты с природой (деятельность, потребление, культивирование) и контакты с живыми существами (взаимодействие, обмен, общение – суть «продолжение себя в другом») . Общение, как обмен информацией между участниками совместной деятельности может быть охарактеризовано как коммуникация. Общаясь, люди обращаются к языку - одному из важнейших средств общения, однако взаимодействие общающихся – это обмен не только словами, но и действиями, поступками, которые предполагают восприятие общающимися друг друга . Следовательно, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый актуальными потребностями.
Проблема общения не нова для психологической науки. На ее значение для изучения моральных чувств обращал внимание еще И. М. Сеченов. Одним из первых в отечественной и мировой психологии, кто основательно начал разработку этой проблемы, был В. М. Бехтерев, создатель так называемой коллективной рефлексологии. Несмотря на ряд спорных положений, методологическую слабость этой концепции, она все же представляет собой первую серьезную попытку систематического экспериментального исследования психических процессов (а также поведения индивидов в целом) в условиях общения. Не обсуждая сильных и слабых сторон коллективной рефлексологии, отметим, что Бехтерев разработал принцип сравнительного изучения познавательных процессов в условиях изолированной деятельности индивида и в условиях его взаимодействия (общения) с другими людьми. Этот принцип был реализован в целой системе экспериментальных методик, в частности в парном эксперименте, который, по мнению Г. Паска, является «парадигмой русской психологии». Исследования общения были продолжены А. Ф. Лазурским. В. Н. Мясищев, создавший на основе идей Бехтерева и Лазурского оригинальную психологическую концепцию отношений, выделял в общении три главных компонента: социальное отражение, эмоциональное отношение и способ поведения...