Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проблема развития этнической идентичности младших школьников (1 глава)
Актуальность темы исследования. За последние десятилетия, в результате радикальной трансформации общества, произошла смена, как социальной системы, идеологии, ценностей, так и различных форм идентичностей. Естественно, что по своей природе каждый человек, живущий в определённую историческую эпоху и в каждом конкретном месте, отождествляет себя с определенным сообществом, социальной группой, т.е. стремится идентифицировать себя. По-видимому, причины идентификации скрываются в глубинах сознания индивида, который стремится жить не в абстрактном времени, пространстве и месте, а полагает границы и рамки, в которых воспринимает себя как адекватного представителя группы или сообщества.
В настоящее время существуют различные точки зрения на проблему идентификации человека. Однако большинство учёных признают, что ни общество, ни личность не могут существовать без стратификации, различия статусов, ролей, разделения на идентичности. В современном мире существуют различные типы идентичностей: социальная, культурная, этническая и другие. В настоящее время наиболее важный и значимый характер приобрела этническая идентификация...
Анализ состояния проблемы исследования требует, прежде всего, упорядочения понятийно-категориального аппарата, его уточнения и расширения. Понятийно-категориальный аппарат проблемы состоит из ряда основополагающих и производных понятий: «идентичность», «этническая идентичность», требующих уточнений и дополнений. Рассмотрим их более подробно.
Понятие «идентичности» можно обнаружить в любом языке, к примеру, в переводе с латинского идентичность (identicus) означает тождественный, одинаковый; с английского языка (identity) переводят как тождественность, дословно - идентичность, как подлинность и даже как личность, индивидуальность.
Во французском языке (identite) означает тож¬дество, совпадение; identique - идентичный, тождественный, одинаковый, а также - равнозначащий, аналогичный; identifier означа¬ет идентифицировать, отождествлять и. кроме того, опознавать...
Любой возрастной период развития человека можно охарактеризовать определенными специфическими чертами, которые касаются познавательной деятельности, интеллектуального и психического развития, личностного роста, взаимоотношений с окружающими людьми, в области общения и речи.
Рассмотрим общие особенности основных познавательных процессов, речевых и иных индивидуально-личностных особенностей учащихся младших классов.
Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Как правило, в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Учащиеся отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний, каждый из них обладает устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут быть ликвидированы при всем старании учителя. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию всего учебного процесса...
В данной главе нашей работы мы рассмотрели вопросы, касающиеся определения понятия этнической идентичности, изучили специфику ее формирования, заострив особое внимание на младшем школьном возрасте, что является приоритетным для дальнейшего исследования в данной работе. На основании всего изложенного можно сделать следующие выводы.
1. Этническую идентичность можно определить как составную часть социальной идентичности личности, психологическую категорию, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность - это, в первую очередь, ре¬зультат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествле¬ния себя с ним и отделения от других этносов...