Содержание:
1. Причины и закономерности возникновения государства и права 3
2. Общее и особенное в происхождении государства и права у разных народов 5
3. Социальная власть и нормативное регулирование в догосударственном обществе 7
4. Теории происхождения государства. 9
5. Понятие и признаки государства 14
6. Социальная сущность государства 15
7. Типология государств 16
8. Форма государства: понятие и элементы 17
9. Факторы, влияющие на выбор формы государства 18
10. Характеристика формы правления как элемента формы государства 18
12. Государственный (политический) режим: понятие, основные виды и их характеристика 20
13. Механизм нормативного регулирования общественных отношений 24
14. Социальные нормы: понятие, виды 24
15. Характеристика технико-юридических норм 26
16. Право в системе социальных норм 27
17. Соотношение норм права и норм морали 29
18. Соотношение норм права и корпоративных норм 30
19. Нормы права и нормы обычаев, традиций, обрядов 31
20. Сущность права и его социальная ценность 32
21. Понятие и признаки права 34
22. Принципы права: понятие и классификация 35
23. Функции права: понятие и виды 36
24. Основные типы правопонимания 38
25. Понятие и виды «источник (форма) права» и его признаки 38
26. Нормативный правовой акт как основной источник российского права 40
27. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 41
28. Судебный прецедент как источник права 42
29. Религиозный текст как источник права 44
30. Правовой обычай: понятие, признаки 45
31. Нормативный договор как источник права 47
32. Норма права: понятие и признаки 48
33. Структура нормы права 50
34. Классификация норм права 51
35. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 53
36. Понятие и признаки правоотношения 54
37. Классификация правоотношений 56
38. Предпосылки возникновения, изменения и прекращения правоотношений. 56
39. Субъекты правоотношений, их свойства и виды. 57
40. Содержание правоотношений 59
41. Объекты правоотношений: понятие и виды 60
42. Юридические факты и их классификация 61
43. Понятие и характеристика деяния. 63
44. Понятие и характеристика события 64
45. Понятие и формы реализации норм права 64
46. Правоприменительная деятельность: понятие, стадии, субъекты 66
47. Правоприменительные акты: понятие, признаки, виды 69
48. Пробелы в праве. Способы их восполнения и устранения 70
49. Понятие и виды правосознания 72
50. Право и правосознание. Структура правосознания 74
51. Правовой нигилизм: причины и формы выражения 75
52. Формы и методы осуществления правового воспитания 76
53. Правовая культура: понятие и элементы 78
54. Особенности и роль правосознания и правовой культуры сотрудников правоохранительных органов 79
55. Понятие и виды правомерного поведения 80
56. Понятие и признаки правонарушения 81
57. Юридический состав правонарушения 83
58. Понятие объекта правонарушения, его признаки, виды 83
59. Понятие субъекта правонарушения, признаки, виды 83
60. Характеристика субъективной стороны правонарушения 84
61. Характеристика объективной стороны правонарушения 85
62. Понятие, основания и цели юридической ответственности 85
63. Признаки юридической ответственности 86
64. Принципы юридической ответственности 87
65. Функции юридической ответственности 87
66. Виды юридической ответственности 88
67. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность или освобождающие от нее 90
68. Понятие, основные принципы и гарантии законности 91
69. Понятие правопорядка, его признаки 92
70. Соотношение «законности», «правопорядка» и «общественного порядка» 93
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к экзамену по дисциплине “Теория государства и права” - 70 вопросов
1. Причины и закономерности возникновения государства и права
Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.
Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.
Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.
Основными причинами возникновения государства являются:
1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда(выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);
2. создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;
22. Принципы права: понятие и классификация
Важное значение для правотворческого и правореализационного процессов имеют принципы права, которые воплощают в себе социальную природу права, отражают закономерности его развития и используются на практике как наиболее общие ориентиры поведения.
Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.
Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права.
Для принципов права характерны следующие свойства:
1. в концентрированной форме они отражают наиболее важные и прогрессивные стороны экономической, политической, идеологической и нравственной сфер общественной жизни. В известной степени их можно назвать правовыми идеалами, которые в «юридическом сгустке» отражают закономерности развития общества и основные социальные ценности. Они являются связующим звеном между этими закономерностями и действующим правом, отражая его особенности и регулятивные возможности. Необходимо различать принципы права (как самостоятельного явления общественной жизни) и правовые принципы (отражающие своеобразие лишь юридической материи и характерные для различных элементов правовой системы — правотворчества, юридической ответственности и т. д.);
2. прямо или косвенно фиксируются в действующем законодательстве (прежде всего в конституции), зримо предопределяя основное содержание подзаконных актов и юридически значимого поведения людей. Если идея не закреплена в праве, то ее содержанием можно пренебречь, не опасаясь государственного принуждения, она остается лишь элементом правовой идеологии;
3. обладают значительной устойчивостью и системообразующими свойствами. Они обеспечивают структурную самоорганизацию права и являются своеобразной несущей конструкцией, объединяющей все правовые явления в единый непротиворечивый комплекс. Кроме того, будучи своеобразным аккумулятором правовой информации, принципы сосредоточивают в себе опыт правового развития предшествующих поколений и системообразующие связи с иными социальными регуляторами (политикой, моралью, религией и т. д.). Тем самым они способствуют стабилизации и органичному развитию общественной системы в целом;
34. Классификация норм права
Виды правовых норм. Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты норм, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.
По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.
По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
53. Правовая культура: понятие и элементы
Правомерное поведение определяется уровнем правосознания, которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.
Правовая культура — это не просто то или иное отношение к праву, но прежде всего уважительное отношение к его нормам.
Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.
Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный — моралью, нравственностью, общественным мнением. Право и мораль необходимы для существования человека в обществе. Они, как и политика, регулируют отношения между государством, социальными группами и отдельными людьми, поэтому их действие распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни.
Правовая культура включает в себя такие элементы, как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов — законодательные органы, суд, прокуратуру, милицию, пенитенциарные учреждения.
Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет правосвободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.