Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по дисциплине: Анализ хозяйственной деятельности
1. Методы экономического анализа хозяйственной деятельности. Организация анализа и его информационная база.
Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования и описания хозяйственной деятельности организаций в их развитии.
Сущность метода экономического анализа хозяйственной деятельности определяется его предметом и задачами, а выбор метода определяется целями исследования. Важно различать метод экономического анализа, т.е. способ подхода к изучению хозяйственной деятельности, и технические приемы и методики, используемые при анализе.
В экономической литературе нет достаточно четкого разграничения между методами и методиками экономического анализа, однако, такое разграничение провести следует.
Метод анализа имеет следующие характерные для него особенности:
комплексность изучения хозяйственной деятельности;
рассмотрение хозяйственных процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, их движении, изменении и развитии;
раскрытие факторов и измерение их влияния на хозяйственную деятельность;
обобщение результатов анализа;
разработка мероприятий по устранению недостатков и дальнейшее улучшение всей работы организаций и организаций.
Комплексное изучение хозяйственной деятельности означает, что работа каждой организации должна анализироваться не изолированно, а в органической связи с деятельностью других организаций, с явлениями и процессами, происходящими в экономике страны. Например, изменения объема и структуры продаж должны рассматриваться в связи с общим ростом производства товаров в данном районе, области, изменениями в покупательной способности местного населения, а также с учетом происходящих изменений в структуре потребления населения.
3. Финансово-экономический, технико-экономический, функционально-стоимостный анализы, анализ эффективности организации управления.
Финансово-экономический анализ позволяет обеспечить выявление экономических закономерностей из фактов экономической действительности. Экономический анализ подразумевает раскладку экономики на раздельные компоненты (экономические категории) и сопряжен:
с изучением экономических процессов в их связи между собой;
с академическим обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их исполнения;
с раскрытием положительных и негативных факторов и количественным измерением их воздействия;
с выявлением тенденций и соотношений хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.
Финансово-экономический представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В ходе технико-экономического анализа изделия (процесса) или его отдельной части детальному изучению подвергается в первую очередь не их стоимость, а их реальная или функциональная ценность. В первую очередь изучается функциональное назначение детали, узла, процесса и соответствие конструктивно-технологического решения этому назначению. В ходе анализа делается попытка получить ответы на следующие основные вопросы. Какие функции выполняет данный элемент? Насколько важен он в сравнении с другими элементами? Можно ли переложить выполнение этих функций на другой элемент? Можно ли данный элемент объединить с другим? Можно ли для данного элемента применить другой материал или метод технологии с целью снижения его стоимости и повышения функциональной ценности и качества?
6. Система показателей объема, качества и структуры продукции, работ и услуг. Принципиальная схема формирования и анализа стоимостных показателей продукции.
Рост производства продукции (работ и услуг) в стоимост¬ном выражении — один из обобщающих показателей эконо¬мической эффективности производства. Расширение производ¬ства происходит прежде всего за счет лучшего использования техники и материалов, роста производительности труда.
Производство продукции оценивается при помощи нату¬ральных и условно-натуральных показателей, в единицах тру¬доемкости и по стоимости. Объем пронаводства характери¬зуется валовой и чистой продукцией, выпуска — готовой и товарной продукцией, реализации — отгруженной и ре¬ализованной товарной продукцией. Важнейшими показате¬лями объема продукции, работ и услуг являются: в стро¬ительстве — товарная строительная продукция, объем стро¬ительно-монтажных работ; на транспорте — грузооборот.
Объем выполненных на предприятии работ определяется их трудоемкостью, т.е. количеством затраченного труда. Общий объем производства в стоимостном выражении харак¬теризуется валовой продукцией, которая зависит не только от трудоемкости, но и от материалоемкости и рентабельности изготовляемой продукции. В большинстве случаев там, где остатки незавершенного, производства незначительны по раз¬мерам или не имеют больших колебаний в отчетных периодах, применяются методики планирования и анализа без учета незавершенного производства в составе валовой продукции. На предприятиях в данном случае имеется одинаковый состав валовой и товарной продукции. Товарная продукция учитывается в фактически действующих отпускных ценах предприятий (без налога на добавленную стоимость), а также в ценах, принятых в плане.
Наряду с показателями валовой и товарной продукции в анализе и оценке деятельности предприятий получили рас¬пространение показатели чистой (условно-чистой) и норматив¬но-чистой продукции. Эти показатели используются на ряде предприятий в системе планирования, оценки выполнения пла¬на и динамики производительности труда, контроля за исполь¬зованием фонда оплаты труда. Они применяются при анализе соотношения темпов роста производительности труда и сред¬ней заработной платы, а также для оценки уровня фондоот-дачи и других показателей эффективности производства.
8. Задачи и основные направления анализа финансовых результатов и финансового состояния хозяйственной деятельности. Последовательность анализа. Этапы анализа.
Цель анализа финансового состояния состоит в установлении степени краткосрочной и долговременной платежеспособности организации. Основными пользователями результатов анализа финансового состояния организации являются ее кредиторы.
Анализ финансового состояния организации заключается в анализе ликвидности баланса, расчете показателей платежеспособности и ликвидности, а также анализе типов финансовой устойчивости. Факторы, определяющие финансовую устойчивость организации:
структура источников финансирования организации (чем больше устойчивых и долгосрочных источников финансирования, тем выше финансовая устойчивость организации);
структура имущества организации (чем больше внеоборотных активов и ниже оборачиваемость имущества, тем выше потребность в устойчивых источниках финансирования и тем ниже при прочих равных условиях финансовая устойчивость организации);
способность организации генерировать денежный поток и обслуживать свои обязательства (чем больше эта способность, тем выше финансовая устойчивость).
В основе анализа ликвидности баланса лежит так называемое «золотое правило финансирования», которое заключается в следующем:
Пассив — это причина, актив — следствие. То есть привлеченные в пассив источники финансирования определяют возможности организации по формированию активов. При этом устойчивые пассивы являются источниками финансирования активов с длительным сроком использования, а краткосрочные — ликвидных активов с коротким сроком использования.
Сроки привлечения источников финансирования должны превышать сроки размещения средств в активы. Это значит, что бессрочные источники (собственный капитал) соответствуют в балансе внеоборотным активам, долгосрочные обязательства — запасам, краткосрочные кредиты и займы — дебиторской задолженности, а кредиторская задолженность — денежным средствам и краткосрочным финансовым вложениям.
Целью анализа финансовых результатов является оценка привлекательности бизнеса с точки зрения целесообразности инвестирования в него средств, а также оценка эффективности менеджмента организации. В первую очередь пользователями результатов анализа являются собственники и менеджмент.