Содержание:
1. Понятие «организационное консультирование», характерные черты организационного консультирования.
2. Принципы организационного консультирования.
3. История организационного консультирования.
4. Организационное консультирование в России.
5. Понятия услуги, деловой услуги, консультационной услуги,
6. Значение, функции, виды деловых услуг и их регламентация, формы оказания и особенности консультационных услуг.
7. Классификация консультационных услуг.
8. Процесс консультирования. Участники процесса консультирования.
9. Цель организационного консультирования. Задачи консультирования, виды задач.
10. Подходы к организационному консультированию.
11. Стадии, этапы, фазы процесса консультирования.
12. Определение метода и методики консультирования. Классификация методов консультирования: предметная и методологическая.
13. Методы работы консультантов во время осуществления консалтингового проекта.
14. Процессное, обучающее, экспертное консультирование.
15. Методы процессного консультирования: организационная диагностика, организационные интервенции.
16. Основные черты экспертного консультирования.
17. Обучающее консультирование.
18. Внешние и внутренние консультанты. Отрицательные и положительные стороны
19. внутренних и внешних консультантов.
20. Типология организационного консультирования.
21. Принципы поведения консультанта в процессе взаимодействия с клиентом.
22. Понятие ролей консультанта. Выбор основных ролей. Факторы, влияющие на выбор роли консультанта.
23. Консультант по ресурсам. Консультант по процессу.
24. Консультант – пропагандист. Консультант – технический эксперт. Консультант – инструктор и преподаватель.
25. Консультант – помощник в решении проблем. Нахождение альтернатив (как роль консультанта). Обнаружение фактов (как роль консультанта).
26. Консультант – специалист по процессам. Рефлексия (как роль консультанта).
27. Основные причины приглашения консультантов.
28. Основные критерии выбора консультационных фирм (консультантов).
29. Качество консультационных услуг.
30. Оценка результативности и эффективности консультирования.
31. Оценка процесса консультирования.
32. Оценка преимуществ, получаемых клиентом. Оценка выгод, получаемых консультантом.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психология организационного консультирования
1. Понятие «организационное консультирование», характерные черты организационного консультирования.
Организационное консультирование - практическая область психологии, занимающаяся изучением психологических проблем управления организацией и созданием психологических методов принятия решения, разрешения конфликтов и повышения эффективности общения членов организации.
Продуктом консультационной деятельности является услуга, оказываемая клиент. Под услугой отдельной личности или организации понимается осуществление деятельности определенного плана, которая является полезной и приемлемой для клиента.
По классификатору Всемирной торговой организации консалтинг рассматривается как сектор деловых непрофессиональных услуг, в то время как юридические и аудиторские услуги относятся по этой классификации к деловым профессиональным услугам.
12. Определение метода и методики консультирования. Классификация методов консультирования: предметная и методологическая.
Под методом консультирования понимается общая схема (план действий), сформированная на основе обобщенного опыта результативных консультаций данного вида, позволяющая выработать соответствующую программу действий.
Целесообразно ввести понятия методики, методического инструментария (методической базы) консультирования и методологии консультирования.
Методика представляет собой совокупность корректных в методическом отношении директив, указывающих способ действий и методы достижения поставленных целей.
Методический инструментарий (методическая база) консультирования представляет собой совокупность методик, которыми располагает консультационная фирма (консультант).
21. Принципы поведения консультанта в процессе взаимодействия с клиентом.
Консультант старается представить, как он повёл бы себя в той или иной ситуации, сложившейся у клиента, чтобы подсказать оптимальное решение.
Постоянно исследует обстановку с целью поиска информации о личных и профессиональных проблемах клиента.
Использует данные, полученные из предыдущего опыта работы клиента, чтобы спрогнозировать предстоящие ситуации, которых могут быть неожиданными для клиента.
Заранее нацеливает внимание клиента на решение не предусматриваемых клиентом проблем.
Может детально проанализировать и описать особенности невербального поведения окружающих.
Способен дать оценку разноплановых сторон деятельности клиента (например, его профессиональных, технических, управленческих способностей, способностей к саморазвитию и межличностному общению), не вынося при этом личностных суждений.
Выражает неподдельную заинтересованность и искренне удивлен, когда не заметил какой-либо важный для клиента фактор.
Способен самостоятельно определить, когда его производительность не соответствует требованиям клиента.
24. Консультант – пропагандист. Консультант – технический эксперт. Консультант – инструктор и преподаватель.
В роли пропагандиста консультант пытается повлиять на клиента. Это роль, когда он защищает или «продает» организации систему планируемых изменений. Эту роль консультант должен исполнить до начала всей работы. Одно из очевидных проявлений того, что в организации нет стратегического плана, - отсутствие четких указаний по использованию ресурсов фирмы и, в частности, трудовых ресурсов. Процесс стратегического планирования обязательно приводит к созданию системы распределения ресурсов, т.к. бывают случаи, что решения о выделении ресурсов принимаются обособленно и указания по их выделению различным подразделениям предприятия бывают противоречивыми, что ведет к сильному напряжению работы всей компании и нарушает плавный ход работы.
Информацию о сложившейся ситуации можно получить с помощью собеседований с увольняющимися сотрудниками, исследований внутрипроизводственного климата в коллективе, в ходе оценки и аттестации персонала и т.д.
Роль консультанта - технический эксперт.
28. Основные критерии выбора консультационных фирм (консультантов).
Способы отбора консультантов в России пока не так отработаны и формализованы, как в развитых странах. Обычно применяется метод, который можно было бы назвать методом интуитивно—случайного поиска. Российский менеджер выбирает консультантов двумя способами:
1. Он интуитивно чувствует потребность в помощи при решении своих проблем и обращается к любым консультантам. Этот способ является наименее эффективным, так как в этом случае клиент не очень хорошо представляет себе, какую же помощь может он получить от консультанта. Обычно он просто предлагает консультанту выполнить за менеджера работу, которую он не смог выполнить сам, - найти инвестора, сбыть затоваренную продукцию и т.д.
32. Оценка преимуществ, получаемых клиентом. Оценка выгод, получаемых консультантом.
Оценка преимуществ, получаемых клиентом. Результаты сотрудничества по консультационному проекту: прямые и косвенные. Прямые и косвенные результаты: количественные и качественные.
К количественным результатам относятся снижение издержек, увеличение рентабельности, освоение новых видов продукции и т.д. Они достигаются благодаря рекомендациям по устранению недостатков в производстве и управлении и дают немедленный эффект: оптимизация налогообложения; остановка и закрытие убыточных производств, ликвидация излишнего оборудования, ускорение производственного цикла, снижение брака и т.д. Более высокая эффективность работы — важнейшая цель; там, где возможно, степень ее достижения следует использовать для оценки результатов и демонстрации полученных преимуществ.