Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Роль и виды трансакционных издержек в экономической деятельности
Введение
Под трансакционным подходом понимается подход, основанный на оценке бизнеса по критерию уровня трансакционных издержек фирмы. Данный метод наиболее подходит в современных условиях, так как «традиционная» классическая и неоклассическая экономическая теории основывается на допущении ограничений, которые практически не реализуемы на реальных рынках. Среди этих ограничений можно выделить следующие:
1) всегда существует равновесие на рынке, и оно совпадает с оптимумом по Парето. Теория игр ставит под сомнение это допущение, предполагая, что точек равновесия может не быть ни одной, а может быть несколько, и они могут не совпадать с оптимумом по Парето;
2) индивиды осуществляют выбор рационально, что предполагает полноту информации. Однако на реальных рынках невозможно собрать полную информацию о ценах, контрагентах и т.д. Кроме того, Г. Саймон в своей теории неполной рациональности вводит когнитивные ограничения, говоря о неспособности любого субъекта рынка правильно обработать собранную информацию;
3) в «традиционной» экономике рассматриваются только производственные издержки, а издержки трансакций равны нулю. Абсолютно ясно, что это допущение также неверно;
..................
1 Сущность трансакционных издержек
Осуществление сделок невозможно без издержек, которые неизбежно возникают на этапах подготовки сделки и на этапе ее реализации. Издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов, получили название трансакционных.
В соответствии с определением Коуза, трансакционные издержки – это издержки пользования рыночным механизмом [3].
О. Уильямсон понимает трансакционные издержки как «эквивалент трения в механических системах» [4, с. 53]. Он также привлек внимание к функционированию специфических активов, сопровождающемуся трансакционными издержками. О. Уильямсон отмечает, что «теория трансакционных издержек рассматривает проблемы экономической организации как имеющие контрактную природу» [4, c. 55]. В связи с этим «полезно различать трансакционные издержки типа ex ante и ex post. Первые включают в себя затраты на составление проекта контракта, проведение переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашения» [4, с. 55]. Издержки ex post включают «во-первых, затраты, связанные с плохой адаптацией к непредвиденным событиям, имеющим место при нарушении соответствия механизма сделок обстоятельствам их реализации; во-вторых, расходы на тяжбы, сопровождающие двухсторонниеусилия по устранению сбоев в контрактных отношениях, в-третьих, организационные и эксплуатационные расходы, сопряженные с использованием структур управления (часто не судов), куда стороны обращаются для улаживания конфликтов, и, в-четвертых, затраты, связанные с точным выполнением контрактных обязательств» [4, с. 57–58].
................
Заключение
Существование трансакционных издержек затавляет искать способы их сокращения. Хотя современные методы передачи и переработки информации, безусловно, сокращают трансакционные издержки (например, электронная система коммуникаций позволяет во многих случаях связывать спрос и предложение напрямую, без посредников – по линии «потребитель–производитель», такая связь резко увеличивает скорость совершения сделок и значительно уменьшает трансакционные издержки), влияние других, главным образом социальных факторов, значительно перекрывает этот эффект. Главный путь к снижению трансакционных издержек – это уменьшение неопределенности экономической среды за счет устойчивых правил поведения. Этими устойчивыми правилами поведения являются институты, формальные правила и неформальные ограничения, организующие взаимоотношения между людьми. Там, где существует отлаженная институциональная структура, функционирование экономической системы происходит с меньшим «трением», следовательно, и трансакционные издержки составляют меньшую величину.
...........