Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы "История и типология XX века"
1. Пространство культуры ХХ века: новая масштабность, центр и периферия, глобализация.
Развитие коммуникационных систем и появление новых технологий, кабельного и космического телевидения, компьютерных сетей и т. д. создали единое глобальное коммуникативное пространство, которое нуждалось в новых информационных продуктах именно для массового потребителя, причем продуктах не разового пользования, а способных в течение длительного времени привлекать к себе внимание и генерировать на своей основе новые идеи.
Процесс глобализации к началу XXI в. овладел практически всем мировым пространством и четко поделил мир на центр и периферию. К этому времени глобальные потоки не только расширили свою географию, но и практически завладели основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества, подчинив себе не только экономику, но и политику, и культуру, сделав их равноценными составляющими этого всеобъемлющего явления. В такой ситуации вполне правомерно выделять культурную глобализацию как самостоятельный объект научного изучения.
6. Новое человечество, его культурные ресурсы и проблемы. Универсалистские духовные и социальные проекты ХХ века. Ксенофобия и ее выражения в ХХ веке.
в культуре XX в. можно выделить несколько основных особенностей. Во-первых, - это ускорение научно-технического и промышленного развития и как следствие - художественного развития в сравнении с предшествовавшими веками. Коренным образом изменилось художественное время и пространство, в которых последовательность событий все чаще стала заменяться одновременным их сосуществованием и представлением в разных пластах бытия. Появились новые средства массовой информации и коммуникации, виртуальное искусство, распространение дизайна, рекламы, Интернета.
Во-вторых, в духовной и материальной культуре, пожалуй, никогда еще не было такой быстрой смены ценностных ориентации, вкусов, идеологических и художественных течений, стилей и направлений, как в XX в. Это, в первую очередь, относится к авангардистским течениям, которые непрерывно сменяли одно другое. Но также и к реалистическим направлениям, развивавшимся в XX в. не менее бурно. Достаточно сказать, что, например, в изобразительном искусстве во второй половине XX в. едва ли не каждое десятилетие выступало новое поколение художников со своими творческими особенностями, программами и даже манифестами. Художественная культура XX в. отличается необычайной дифференциацией, мозаичным спектром традиционных и нетрадиционных видов искусства и духовной практики, а также способов познания мира и человека. В предшествовавшие эпохи одни стили и направления плавно сменяли другие: в XIX в. романтизм - реализмом, импрессионизм - постимпрессионизмом и т. д. В XX в. произошла заметная поляризация авангардизм и классика, а впоследствии и их слияние и появление новых духовных практик и способов их освоения и «включения» в современную культуру.
9. Культура ХХ века как выражение кризиса христианства. Социальный и антропологический аспекты кризиса
Постмодернизм сегодня активно пытается преобразить западное христианство, идя по пути своих предшественников. Заявляя, что мы живем в мире интерпретаций, порождаемых культурными и прочими различиями, выступающими своего род фильтрами нашего восприятия, постмодернисты разрушают устойчивую картину мира, пытаясь раздробить ее на отдельные части. Бог же в ней, по выражению Д. Ваттимо, становится «как орнамент». Множественность мнений, не претендующих на истинность (во имя всеобщего мира и согласия), порождает, как представляется, не возрождение христианства, а его окончательное затухание в рамках западной цивилизации. Все одинаково правы и не правы одновременно: в такой ситуации моральный закон перестает работать. В то же время, попытки постмодернизма навязать некий «постметафизический» дискурс чреваты окончательным исходом сакрального из европейского пространства. Превращение Бога из Абсолюта в орнамент рассыплет элементы этого орнамента, которые вскоре окажутся растоптанными и окончательно позабытыми. По сути, будет уничтожена сама идея Бога, а отсутствие идеи автоматически выводит из пределов Бытия и само явление, которое это идея выражала.
14. Культура экзистенциального сопротивления в ХХ веке: идеи и практика.
Экзистенциализм Это философское течение возникло как реакция на кризис гуманизма, выражение глубоких социальных и политических потрясений в современную эпоху. Иногда экзистенциализм называют "философией кризиса", которая выражает бытие одинокого человека, заброшенного потоком времени в бесчеловечный социальный мир. В центре внимания экзистенциалистов оказались вопросы отчуждения человека в обществе, смысла жизни, свободы и ответственности. Центральное место в философии экзистенциализма занимает понятие "существование". На французском языке это слово звучит как экзистенция, отсюда и пошло название этого философского течения.
Экзистенция - это духовный мир человека, поток его переживаний, чувств, мыслей. Это переживание человеком своего бытия в мире.
18. Культура ХХ в. как культура проекта (программы). Модернизм в культуре как мироощущение и практика, как метод и идеология.
История культуры XX в. с самого начала была отмечена сложными социальными сдвигами. Несмотря на революционные события 1918 г., реакции удалось укрепить свою власть. Однако экономические успехи были вскоре омрачены мировым экономическим кризисом. Приход к власти фашистов и вторая мировая война принесли много проблем.
Картина архитектуры государств достаточно объективно отражает политические реалии. Распространившаяся после первой мировой войны в Европе, а позднее по всему миру, тенденция к рационализму в архитектуре и функционализм, так называемое современное движение, противостояли друг другу. Тенденции к отрицанию эмоционально бедной функциональной архитектуры, поискам необычных, подчас забытых, шокирующих архитектурных форм в последние десятилетия получили воплощение в архитектуре постмодернизма.
Главные проблемы искусства XX в. лежат, безусловно, в социальной сфере. В результате общественного развития, роста материальных и духовных потребностей людей, обостренных большими разрушениями второй мировой войны, возник острый дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства. Следствием этого стало беспримерное по масштабам строительство. Стремление землевладельцев, заказчиков и строительной индустрии к получению сверхприбылей вступило в конфликт с проектами архитекторов. Технологии, разработанные для рационального массового производства строительных конструкций для жилых и промышленных зданий из унифицированных сборных элементов, предусматривают стандартизацию и типизацию и таят в себе опасность монотонной застройки окружающей среды.
24. Социализм и социал-демократия в культуре ХХ века: теории и практика.
Социалистическими называют различные политические движения, исходящие из отрицания капитализма как общественного строя и стремящиеся утвердить новый общественный строй, лишенный недостатков, "язв" капитализма: эксплуатации человека человеком, всех форм социального неравенства, войн, произвола государства и т.д.
Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным теория "научного социализма" (коммунизма) стремилась доказать, что коммунизм - это неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация. Переход к ней осуществляется в процессе социалистической революции, которая совершается под руководством рабочего класса и его политической партии - партии коммунистов. Диктатура (власть, не ограниченная законом) пролетариата рассматривается как форма политической организации общества, обеспечивающая возможность построения коммунизма - общества без классов, без государства, с уровнем развития производительных сил столь высоким, что создаются всеобщее изобилие и распределение по потребностям.
Главным результатом социалистической революции, произошедшей в России и других странах, стало гигантское обобществление - национализация средств производства, их собственником стало государство. Повсеместно это вызвало огромный рост государственного аппарата и масштабов его вмешательства в жизнь граждан. Государство стало основным механизмом реализации практически всех функций социального организма. Возникло общество тотального государственного контроля, активно использующее для его осуществления всякого рода репрессивные меры.
29. Неоконсерватизм и неоклассика в культуре ХХ века в контексте модернизма.
В 70-80-е годы ХХ века в мировой экономике разразился ряд экономических кризисов (1974-1975 гг. и 1980-1982 гг.), которые породили политический и идеологический кризис, а в области экономической теории пошатнули позиции кейнсианства. В результате на Западе усилились позиции неоконсерватизма, что означает возврат к старым ценностям: семья, религия, законопослушание и т.д. В области экономической неоконсерватизм проявился в усилении позиций неоклассической школы. Консерваторы выступали с резкой критикой теории и практики кейнсианства. Основной причиной стало явление так называемой стагфляции -- одновременного существования инфляции и безработицы, устранение которых не поддавалось методам регулирования спроса. Другой причиной было очевидное падение эффективности вмешательства государства в экономику при росте его масштабов. Неэффективность экономической политики государства оказалась хорошей мишенью для тех, кто отстаивал идею свободного рынка.
По их мнению, кризисы 70-х и 80-х годов в первую очередь были обусловлены некомпетентным государственным регулированием макроэкономических процессов. Неоконсервативные экономические теории базируются на постулатах эффективности рыночной системы и рациональности экономических субъектов.
40. Аспекты контркультуры (наркокультура, зеленое движение, политические аспекты контркультуры)
Зеленое движение - Общее название групп, течений, неправительственных и политических организаций, занимающихся борьбой с разрушением окружающей среды и добивающихся большей гармонии во взаимоотношениях между человеком и природой. Зеленый цвет, который используется участниками движения в качестве общей эмблемы, служит символом природы, надежды и обновления.
Исследователи, изучающие Зеленое движение, выделяют в нем, по крайней мере, три различных направления: традиционная (неполитическая) защита природы («консерващионизм»); прагматическая защита окружающей среды («энвайронментализм»); политическая и социальная экология. При этом, «энвайронменталисты», по общему правилу, не ставят под сомнения рамки действия, предоставляемые существующими общественными институтами, а сторонники политической и социальной экологии стремятся (в различных формах и различными методами) к изменению сложившихся отношений и моделей. Зеленое, или экологическое движение в его современном виде сложилось в 1970-х.