Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по психологии
1. Социализация и развитие личности
Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимо¬действовать с другими людьми.
Понятие "социализация" связано с такими понятиями, как "воспитание", "обучение", "развитие личности".
Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы "факторами". Такими факторами социали¬зации являются: целенаправленное воспитание, обучение и слу¬чайные социальные воздействия в деятельности и общении.
В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить из¬менение его психики.
Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие, Л.С. Выготский выделяет "низшие психические функции" (НПФ) и "высшие" (ВПФ). НПФ (нагляд¬но-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоцио¬нальная память и др.) есть у животных и человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ.
2. Феномены социализации и механизмы социализации (индетификация)
Социализация — многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориента¬ции социальной среды, в которой он функционирует. Социа¬лизацию можно рассматривать как тройственный процесс адап¬тации, развития личности и отказ от наивных детских представ¬лений.
Социализация личности на индивидуальном уровне включа¬ет ряд процессов.
1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с дру¬гом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п.
2. Окружающая среда также может воздействовать на лич¬ность ребенка.
3. Личность формируется на основе собственного индивиду¬ального опыта.
4. Важным аспектом формирования личности является куль¬тура.
К ведущим феноменам социализации следует отнести усвое¬ние стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень ус¬тойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).
Факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дру¬жеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.
3. Массовидные явления (толпа, масса)
Политические массовидные явления обычно связываются только с толпой или митингом. Но когда человек выходит из толпы, возвращается с митинга в семью, в аудиторию, в коллектив, он изменяет свойства человека политического: свои оценки власти, отношение к власти, взаимодействие с властью. Каждый раз, перемещаясь в новую общественную среду, он изменяет свои психолого-политические особенности. Политическое поведение человека целиком определяется той общественной средой, в которой он находится в момент политического действия (высказываний, поступков, мнений и т. п.). Каждое массовидное явление развивается на основе своего, доминирующего психологического параметра: одно массовидное явление – толпа – определяется влиянием эмоций, другое – аудитория – объединяется процессом понимания проблемы, третье – партия – строится на основе направленности ее членов и т. д. Поведение каждого массовидного явления может быть как конструктивным, мирным, созидательным, так и, напротив, деструктивным, агрессивным, разрушительным. Например, если собрание или совет, семья или парламент справляются со своими политическими функциями, то и человек – их член демонстрирует соответствующие психологические качества: дисциплинированность, разумность, доброжелательность, респектабельность. А если по каким-либо причинам это не удается, то массовидное явление регрессирует к деструктивным и агрессивным действиям. Тогда и люди, «наполняющие» регрессирующее массовидное явление, регрессируют вместе с ним.