Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Авторское право
Введение
В настоящее время во всем мире все большее значение приобретает интеллектуальная сфера деятельности человека. Представляя собой один из основных ресурсов государства, интеллектуальная деятельность человека должна составлять отдельный полноценный институт права.
Состояние современного информационного сообщества, быстрые темпы развития глобальных сетей коммуникации, электронной торговли информационной продукцией, в том числе, и литературными произведениями, требуют нового осмысления сущности, понятия и значения авторского права, как средства защиты интересов участников соответствующих отношений.
Институт авторского права имеет специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Он охраняет не только имущественные интересы авторов, но и их личные права и интересы, в том числе, нравственные и духовные. Вместе с тем, авторское право затрагивает и общественные интересы -интересы культуры, просвещения, научно-технического прогресса.
Систематизация законодательства об авторском праве и смежных правах и об интеллектуальной собственности в целом, в том числе норм об обязательствах, позволила исключить многочисленные противоречия, например, между законодательством о произведениях и о программах для ЭВМ, базах данных, а также о других результатах интеллектуальной деятельности и средствах индивидуализации, расширить спектр договорных отношений (например, закрепить возможность полного отчуждения исключительного права на произведения, договора залога) и внедоговорных способов распоряжения исключительными правами, а также унифицировать с другими нормами гражданского законодательства о материальных объектах, работах, услугах и с другими отраслями права, регулирующими отношения в сфере интеллектуальной собственности.
Основными новеллами для авторов и обладателей смежных прав стали:
- ужесточение ответственности за нарушение исключительных прав, в частности закрепление возможности ликвидации юридического лица по требованию прокурора в случае неоднократного или грубого нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
Глава 1. Общие положения об авторском праве
1.1 . Понятие, содержание, возникновение авторского права
Еще Платону, а затем и римским юристам с их res incorporales (бестелесными вещами) приписывают первые попытки осмыслить права на нематериальные объекты. Однако, ни в Античные времена, ни в Средние века не удалось достичь реализации авторско-правовой охраны произведений. Уже в Новое время, после изобретения книгопечатания, возникает система привилегий. Данные королевской властью привилегии были связаны с монопольными правомочиями на издание книг. Эта система отработана в Англии (статут Анны 1709 года), во Франции и в других европейских странах на национальном уровне.
Постепенно стало очевидным, что национальная охрана и двусторонние соглашения стран в области авторского права не в полной мере эффективны. Поэтому с середины XIX века на международных дискуссиях юристы пытались унифицировать нормы об охране произведений.
Международное авторское право берет свое начало именно с Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года . Одновременно с правовым аспектом возникает и институциональный - Бернский союз. Конвенция обрела компромиссный характер с учетом мнений делегатов 10 стран - Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Либерии, Гаити, Туниса, Франции и Швейцарии. После этого Конвенцию неоднократно пересматривали, а многие страны становились ее участниками. На сегодня ее участниками являются 166 государств, в том числе и Российская Федерация (с 1995 года).
Заключение
Проведенное исследование обусловило выводы, приведенные ниже.
Международное авторское право берет свое начало именно с Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года.
В качестве главных принципов Конвенции отражены: охрана авторского права без каких-либо формальностей; национальный режим охраны; национальная независимость охраны авторских прав. Они позволяют сочетать унификацию защиты авторских прав (в том числе и в виде имплементации) с суверенитетом государства в контексте дополнения Конвенции национальным законодательством об интеллектуальной собственности. Именно Конвенция впервые вводит презумпцию авторства: автором признается указанное лицо при отсутствии доказательств иного.
Понятие авторского права раскрывается в ст. 1255 ГК РФ, согласно которой интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
Автору произведения принадлежат следующие права:
1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.