Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Имущественное налогообложение физических лиц:актуальные проблемы и пути их решения
Введение
Налог на имущество физических лиц является естественным дополнением подоходного налогообложения физических лиц и наиболее простым и действенным способом пополнения бюджетов муниципальных образований.
Однако, по мнению большинства экономистов на современном этапе недостаточно эффективно используется потенциал налогообложения имущества физических лиц в развитии национальной налоговой системы.
В результате, доля данных налогов в консолидированном и региональных бюджетах относительно невысока.
Вместе с тем благодаря росту благосостояния наблюдается тенденция увеличения доли совокупного удельного веса платежей по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество к общей величине налоговой нагрузки физических лиц.
Имеется достаточно оснований утверждать, что имущественные налоги, уплачиваемые физическими лицами, в настоящее время не отражают в полной мере реалий современной рыночной экономики России. Ученые и практики не дали окончательного ответа на вопрос о выборе способов оценки величины налоговой базы по имущественным налогам с физических лиц.
Не решены проблемы реализации фискального потенциала данной группы налогов, в том числе с учетом специфики места расположения недвижимости и земельных участков, а также качества налогового администрирования.
Проблемы мобилизации доходов в территориальные бюджеты на фоне всевозрастающего дефицита собственных налоговых доходов на современном этапе стали проявляться особенно остро. В связи с этим проводимая в настоящее время налоговая реформа должна затронуть систему имущественных налогов и внести в механизмы их исчисления значительные перемены, направленные на приведение методов налогообложения имущества в соответствие с уровнем развития и интенсификации социально-экономических отношений.
Глава 1. Экономическая сущность имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
1.1. Место и роль налога на имущество физических лиц в действующей системе налогообложения.
С момента возникновения государства перед обществом встал важнейший вопрос поиска источников формирования государственной казны. В ходе исторического развития методы изъятия доходов на цели развития государства менялись от натуральных сборов до денежных платежей, получивших название налогов. Одной из ранних форм налогообложения стали прямые реальные налоги, взимаемые непосредственно с имущества налогоплательщика.
По мере развития общества, формирования рыночной экономики имущественные налоги стали отступать на второй план, уступая дорогу таким налогам как налог на прибыль, НДС, подоходный налог с физических лиц. Вместе с тем, в 20 веке отмечается активное развитие имущественного налогообложения, в т.ч. налогообложение имущества физических лиц.
В настоящее время имущественное налогообложение занимает свою нишу в налоговых системах стран с рыночной экономикой. Имущественные налоги с физических лиц играют важную роль в формировании доходной части местных бюджетов. Они используются государством как инструмент социальной политики, направленной на реализацию принципа справедливого налогообложения, уменьшения неравенства отдельных слове населения.
В большинстве развитых стран мира к имущественным налогам принято относить налог на недвижимость, налог на землю и др.. Уплата таких налогов подразумевает регулярный характер, т. е. налог уплачивается ежегодно. При этом не исключается возможность уплаты единовременных налогов и сборов, связанных с переходом права собственности на имущество. Среди таких налогов можно выделить: гербовый сбор, налог на наследование и дарение, налог на переход права собственности и др. Но следует отметить, что вышеуказанные налоги не включаются в состав имущественных, хотя косвенно их уплата связана с имуществом налогоплательщика.
Заключение
Процесс всестороннего изучения налогов на недвижимость предсказуемо приводит к выводам о значении налога на имущество в качестве первого налогового источника изъятия средств для государственного бюджета.
Налоги на имущество исторически были одними из первых видов налогов и до сих пор остаются наиболее распространенным видом налогообложения. При этом исторический и современный опыт многих государств мира показывает, что применение налогов на имущество именно на местном (региональном) уровне способно в значительной степени повысить их функции – фискальную, регулирующую и контрольную. По сравнению с другими видами объектов (доход, прибыль, хозяйственные операции) имущество труднее скрыть от налогообложения, оно является не только показателем платежеспособности, но и потенциальным источником дохода, и обложение имущества налогом стимулирует более эффективное его использование.
Имущественное налогообложение является составной частью налоговой системы большинства стран мира, поступления от которого занимают достаточно весомое место в общегосударственных доходах, а также играют большую роль в формировании местных (региональных) бюджетов многих государств.
Налоги на имущество являются крупным бюджетным потенциалом, имея все преимущества прямых налогов, и с эффективным управлением могут значительно увеличить доходы региональных и местных бюджетов.