Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социальное государство в РФ: проблемы реализации на уровне субъекта РФ на примере Приморского края
Введение
Актуальность исследуемой проблематики обусловлена провозглашением Российской Федерации правовым демократическим социальным государством, декларированием приоритета общечеловеческих ценностей над идеологическими установками и политической целесообразностью. Указанные обстоятельства объективно вызывают необходимость реализации в России правовой реформы, предусматривающей демократизацию и совершенствование механизмов защиты прав человека, а также создание нормативно-правовой базы для полноценного становления и функционирования рыночной экономики. В этой связи представляется важным выявить истоки, природу и значение социального государства, понятие которого впервые употребил немецкий философ и правовед Лоренц фон Штейн.
Понимание социального государства в отечественной правовой науке можно проследить исходя из непосредственных представлений о нем, а также через призму взглядов на такие вопросы, освещаемые в юридической и философской литературе того времени, как отношение между личностью и обществом, роль государства в развитии личности, ценность и значение самой личности, рассмотрение социально-экономических проблем с нравственной точки зрения.
1. Общие положения правовой политики и правового регулирования социального государства
1.1 Социальное государство как особый тип правового государства: общая характеристика понятия, сущность и признаки
Вплоть до XIX века идея социального государства не была сформулирована как научная концепция или самостоятельная правовая теория. Положения о достойном материальном существовании и пагубности неравенства являлись отдельными аспектами философских и по- литэкономических исследований, направленных на поиск наилучшего государственного устройства. Предлагаемые способы достижения счастья всех граждан не имели под собой достаточного обоснования, а некоторые из них носили откровенно наивный, утопический характер, так как сводились к предложениям о принятии справедливых законов об уничтожении частной собственности, т. е. к установлению фактического равенства. Следует согласиться с А. Матюхиным, который отмечает, что, только начиная с работ К. Сен-Симона, поиски путей смягчения социального неравенства связываются с научным изучением общества [24, с. 231].
Ко второй половине XIX века сложились объективные предпосылки для возникновения теории социального государства, так как назрела необходимость переосмысления роли государства, его взаимоотношений с обществом и отдельной личностью. Во-первых, в условиях бурного промышленного развития произошло высвобождение значительной части рабочих, что вызвало их обеднение, которое, в свою очередь, способствовало возникновению экономического кризиса. Во-вторых, сложившееся глубокое фактическое неравенство привело к поляризации общества, чреватой социальными потрясениями и новыми революциями.
Заключение
Подводя итог исследования необходимо констатировать, что о социальном государстве написано немало. Первоначально, в основу понятия социального государства, впервые введенного в научный оборот немецким правоведом и экономистом Лоренцом фон Штейн, было положено равенство всех граждан перед законом, а высшей ценностью выступала социальная справедливость.
Постепенно сущность данного понятия стала расшифровываться по-разному: как ответственность за социально незащищенных граждан, приоритетное соблюдение основных прав и свобод человека и достижение общественного прогресса, основанного на принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Впрочем, сегодня ученые, политики и общественные деятели в равной мере часто оперируют и категорией социального гуманизма. В обыденном сознании эти понятия вообще стали синонимами. Однако с точки зрения содержательности и особенно государственного строительства (прежде всего, в контексте ценностной идеи и социальных обязательств власти) социальная справедливость и социальный гуманизм отнюдь не синонимичны. Вне исторического и цивилизационного контекста идея приближения общества к полной социальной справедливости выглядит довольно туманной. Возникает вопрос, каким содержанием наполнить и каким образом структурировать социальную справедливость, с учетом всей неоднозначности ее понимания.