Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Прокурор как субъект уголовного преследования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Уголовно–процессуальная наука в России из предмета своего анализа никогда не выпускала ключевые вопросы природы и назначения уголовного судопроизводства, цели которого всегда имели ярко выраженный социальный характер, непосредственно затрагивая интересы человека, государства и общества.
Определяя цели уголовной юстиции и уголовного судопроизводства, наглядно видим, что в центре всего механизма уголовно–процессуальной деятельности находится его главный элемент – уголовное преследование, посредством которого весь механизм уголовного судопроизводства приводится в движение и достигаются обозначенные выше цели. Понятно, что чем эффективнее работает институт уголовного преследования на всех стадиях единого механизма уголовного судопроизводства, тем успешнее выполняются цели уголовно–правовой политики государства.
Уголовное преследование, проводимое на стадиях уголовного судопроизводства, и роль прокурора в его осуществлении в настоящей работе раскрываются как функция и институт уголовного судопроизводства. Прокурор в устройстве правового механизма уголовного преследования без осуществления им надзорной и правоохранительной функций не способен результативно решать возложенные на него комплексные задачи в уголовном судопроизводстве.
В настоящее время теоретическая нерешенность проблемы определения понятия функций прокурора, их содержания и взаимодействия влечет законодательную неустойчивость процессуальных форм и низкую эффективность реализации законодательно установленных полномочий как отдельных органов, так и их должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
1.1. Функция уголовного преследования в историческом аспекте
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации определяет уголовное преследование как процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Определение уголовного преследования, как и сам институт уголовного преследования, в законодательстве РФ закреплен впервые, однако история его развития достаточно богата.
Так, в Своде законов Российской империи терминов «уголовное преследование» или «преследование» не встречается, однако, комментируя нормы Свода, ученые употребляют глагол «преследовать» и производное от него «преследование». Например, в работе профессора Я.И. Баршева одной из «мер против обвиняемого отсутствующего» названо «преследование его». «Преследование обвиняемого, – указывает Я.И. Баршев, – есть одно из самых надежных и лучших средств поставить его к следствию и на суд в том случае, когда можно надеяться найти его на известном пути и когда он по всему вероятию не находится еще в большом отдалении; оно, впрочем, не может простираться за пределы другого государства, разве в случае особенного договора о том...» . Как справедливо отмечает Мазюк Р.В., лексическая единица «преследование» в полной мере соответствовала категорийному аппарату розыскного типа процесса, существовавшего в анализируемый период времени .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итог сказанному, следует подчеркнуть: обеспечение надзора за законностью в досудебных стадиях уголовного судопроизводства – это единственная функция прокурора в этой сфере деятельности. Осуществляя такую деятельность, прокурор одновременно решает три взаимосвязанные задачи: уголовного преследования, правозащитную и установления объективной истины по делу.
Полагаем, прав был создатель советской прокуратуры, утверждавший, что прокурор не администрирует и никакой административной властью не должен обладать. Поэтому я не вижу смысла возвращать прокурору ушедшие от него полномочия и функции. Однако всякое прокурорское требование будет пустым звуком, если в случае его игнорирования или необоснованного отклонения не будет наступать строгая ответственность. Поэтому прокурору следует предоставить право возбуждать дисциплинарное производство, обязательное для рассмотрения руководителем следственного органа либо органа дознания, а также право отстранять следователя от дальнейшего расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ (в отношении дознавателя такое прокурорское право существует).
Скорейшее и четкое закрепление в законе этих положений о статусе прокурора позволит повысить уровень и эффективность практической деятельности прокуроров в сфере уголовного судопроизводства.