Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Журнал славянофилов "Русская беседа" (1856 – 1860): история издания, круг авторов, направление
Введение
Интерес к наследию славянофилов возникает периодически в течение уже достаточно длительного временного периода. Безусловно, что происходит определенная трансформация и общественно-политической ситуации, и устранение идеологизма в социальной сфере, но исследователи так или иначе обращаются к философским и богословским трудам А.С. Хомякова и И.В. Киреевского, цитируютотрывки произведений С.Т. Аксакова, апеллируют к филологическим изысканиям П.В. Киреевского и А.Ф. Гильфердинга, рассматривают в качестве исторического контекста публицистику Ю.Ф. Самарина и А.И. Кошелева. Причина стремления исследователей к изучению литературного наследия славянофилов лежит в их мировоззрении, подвергающимся некоторому внешнему влиянию – со стороны общества, власти, жизненных реалий. Ученые сравнивают и связывают собственные изыскания и собственное научное мировоззрение с направлением мысли и философских доктрин славянофилов, оказавших значительное воздействие на общество XIX века. Думается, именно поэтому следует обратиться к течению славянофилов и рассмотреть специфику самого известного печатного издания – «Русской беседы»: это обращение позволит узнать наиболее яркие черты общей философии славянофилов, безусловно, находящей отражение в направлении журнала.
............
1. Основные аспекты истории славянофилов.
Славянофильство – литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли , оформившееся в 40-х годах XIX века , ориентированное на выявление самобытности России, ее типовых отличий от Запада. Представители этого течения предлагали свое обоснование своеобразного с культурно-исторической позиции пути развития России, следуя которому она будет в состоянии нести православие в европейские страны, полные ереси и атеизма. Также славянофилы доказывали существование иного типа культуры, который базировался на догматах православия, и резко не принимали тезис западников об исключительной роли Петра Первого в истории и развитии России.
Исторической предпосылкой появления славянофильства в среде исследователей принят знаменитый спор между «иосифлянами» и заволжскими старцами, представителями которых были соответственно Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спор основывался на попытке решить две задачи: определить отношение церкви к ереси и предотвратить упадок нравственности в монастырях. Царствующий в то время Иван III поддержал иосифлян, что стало настоящим распадом отношений с византийской церковью, поскольку движение Нила Сорского находилось под влиянием византийских исихастов, призывавших к отречению от мирского и постоянному духовному очищению. Заметим, что следствием этого разрыва стала победа иосифлян, которые способствовали выдвижению идеи господства Москвы – как третьего Рима. ...........
Заключение
Славянофильство – литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, ее типовых отличий от Запада. Славянофилы, российские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотического мировоззрения. Славянофилы предложили концепцию особого пути России, утвердились в мысли о спасительной роли православия как христианского вероучения, заявляли о неповторимости форм общественного развития русского народа в виде общины и артели.
«Русская беседа» - журнал патриотического направления, издавался в Москве с 1856 по 1860 годы славянофилом А.И. Кошелевым (издатель-редактор; соредакторами в разное время выступали Т. И. Филиппов, далее П.И. Бартенев, М.А. Максимович, И.С. Аксаков).Первый номер «Русской беседы» вышел в свет 28 апреля 1856 года. ..........