Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к ГОСам по сурдопедагогике
1.Сурдопедагогика как наука. Понятийно – категориальный аппарат. Связь с другими науками
Сурдопедагогика – это научная дисциплина, изучающая организацию обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями слуха. Современная сурдопедагогика включает теорию и практику образования двух основных групп лиц с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих. Сурдопедагогика располагает оригинальными методами и средствами учебно-коррекционной работы с детьми. Она обосновывает деятельность специальных организаций и учреждений, обеспечивающих разностороннее изучение и дифференцированное обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста, реализующих оригинальные методы и средства учебно-коррекционной работы с детьми. Содержательные особенности теории и практики образования неслышащих детей подтверждают, что в структуре дефектологического знания сурдопедагогика является относительно самостоятельной наукой.
Основные понятия сурдопедагогики: глухота, тугоухость (медицинские термины); глухие, слабослышащие, позднооглохшие (педагогические термины). Подглухотой понимают стойкое нарушение слуха, которое препятствует речевому общению даже при наличии слухопротезирования. При глухоте могут сохраняться остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие неречевые звуки или при значительном усилении отдельные звуки речи. Тугоухостью считают стойкое понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при определенных условиях: приближении говорящего или другого источника звука к уху, применении звукоусиливающей аппаратуры.
.........
2.Медицинская классификация нарушений слуха
Нарушения слуха в той или иной степени встречаются доста¬точно часто и у взрослых, и у детей разного возраста. Часто эти нарушения носят временный характер, например, при воспале¬нии среднего уха (отитах), простудах, образовании серных про¬бок, при аномальном строении наружного и среднего уха (отсут¬ствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых про¬ходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и др.), при экссудативных отитах. Такого рода нарушения слуха называ¬ются кондуктивными. Современная медицина (в том числе и отече¬ственная) имеет в своем распоряжении разнообразные средства их устранения, как методами консервативного лечения, так и с помощью оперативного вмешательства. Как правило, в результате лечения, иногда длительного, слух восстанавливается.
Другую группу нарушений слуха составляют так называемые стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха — сенсоневралъная тугоухость и глухота. При этих нарушениях совре¬менная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идти лишь о поддерживающей терапии, определенных про¬филактических мероприятиях, слухопротезировании (подборе ин¬дивидуальных слуховых аппаратов) и длительной систематичес¬кой педагогической коррекции. К сенсоневральной тугоухости и глухоте может присоединяться и кондуктивный компонент, на¬пример, нарушения в среднем ухе. Такое поражение слуха называ¬ется смешанным, т. е. отмечается как необратимое сенсоневральное поражение внутреннего уха, так и, как правило, обратимое нару¬шение в наружном или среднем ухе.
.......