Содержание:
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3 4
1 Дивизиональная структура управления организацией. 4
2 Реализация стратегии организации. Этапы реализации и их содержание. Основные области стратегических изменений и оценка готовности к реализации стратегии. 5
3 Методы и подходы к оценке конкурентоспособности предприятия. Система показателей оценки конкурентоспособности предприятия. 7
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4 10
1 Реструктуризация предприятия. Распространенные проблемы, связанные с организационной структурой. 10
2 Типология и выбор методов исследования систем управления. Функциональная роль исследования в развитии систем управления. 10
3 Особенности сферы торговли, ее роль в формировании внутреннего рынка страны. Функции оптовой и розничной торговли на потребительском рынке товаров и услуг. 12
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5 14
1 Полномочия и ответственность. Делегирование полномочий. Виды полномочий. Линейные и штабные полномочия. 14
2 Финансирование инновационной деятельности: источники, формы. 15
3 Основные показатели деятельности торговых организаций. Реализация товаров как основной вид деятельности организации торговли. Состав, структура, классификация оборота торговой организации. 16
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6 20
1 Сущность коммуникаций и их виды. Коммуникационный процесс. Внутриорганизационные коммуникации. 20
2 Система стратегического управления: функции, задачи, ключевые элементы, алгоритм функционирования. 21
3 Сущность, содержание и роль малого предпринимательства в развитии российской экономики. Организационно-правовые формы малых предприятий. Перспективы развития малого предпринимательства в торговле. 22
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7 25
1 Сущность, цели и роль ценовой политики и ценовых стратегий. Методы ценообразования. 25
2 ABC – анализ и его использование в логистическом менеджменте. 27
3 Типы конкуренции в розничной торговле: внутриформатная, межформатная, ассортиментная, перехватывающая. Оценка конкуренции на рынке розничной торговли. 29
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8 31
1 Руководство и лидерство в менеджменте. Природа руководства и лидерства. Функции руководства и лидерства. 31
Функции руководителя 32
3 Концептуальные основы оптовой и розничной торговли. Проблемы торгового обслуживания населения и современные направления их решения. 33
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9 35
1 Понятие менеджмента и его содержание. Элементы системы менеджмента и их взаимодействие. Функции менеджмента. 35
2 Понятие и виды эффективности управленческих решений. Условия и факторы обеспечения качества решений: объективные условия, ситуационные и поведенческие факторы. 37
3 Цель, основные задачи и принципы государственного регулирования потребительского рынка товаров и услуг. Органы, регулирующие внутреннюю торговлю на федеральном, региональном и местном уровнях управления: их задачи, функции и направления деятельности. 38
Россельхознадзор 39
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10 41
1 Содержательные теории мотивации. 41
2 Модель оптимального размера заказа и сфера ее применения. 43
3 Цели, задачи и функции международного бизнеса. Основные сферы и виды деятельности международного бизнеса. Внешние и внутренние условия и факторы развития международного бизнеса. Регуляторы процесса глобализации мировой экономики. 44
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11 46
1 Конъюнктура рынка. Сегментация рынка. Позиционирование товара на рынке. 46
2 Системы управления качеством продукции. Система менеджмента качества, ее цели, задачи, процессы, эффективность функционирования, пути совершенствования. 47
3 Методы оценки рисков торговых предприятий. 49
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12 52
1 Теории культур в сравнительном менеджменте. Высокий и низкий контекст культур. 52
2 Конкурентные преимущества и их источники. Конкурентные стратегии: содержание, условия применения и риски. 54
3 Способы снижения (нейтрализации) рисков торгового предприятия. 56
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13 59
1 Закон синергии. Понятие синергии. Механизм образования эффекта синергии. 59
2 Назначение и содержание корпоративных стратегий: стратегии роста, сокращения, международные стратегии и стратегические альянсы. 59
3 Виды коммерческо-посреднических структур: агенты, брокеры, дилеры, дистрибьютеры, маклеры, комиссионеры, коммивояжеры, торговые посредники. Роль коммерческих посредников в доведении товаров до потребителя. Критерии выбора коммерческих посредников и оценки целесообразности использования их услуг. 61
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14 63
1 Процессуальные теории мотивации. 63
2 Инновационный процесс как объект управления: понятие, структура, особенности. 64
3 Виды оптовых структур-организаторов оптового оборота: товарные биржи, ярмарки, выставки-продажи, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Их роль и место в торговом процессе. 65
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15 67
1 Закон пропорциональности: необходимые соотношения между элементами системы, обеспечивающие ее целостность. 67
2 Стратегическое видение. Цель разработки, функции и роль в стратегическом управлении, ключевые этапы и их содержание. 67
3 Товарно-ассортиментная политика торговых организаций. Факторы, влияющие на формирование ассортимента торговой организации. Принципы и этапы формирования. Спрос как основа формирования ассортимента. 68
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16 71
1 Традиционная структура управления организацией. Линейная, функциональная, линейно-функциональная структуры. 71
2 Выбор и оценка стратегии организации. Матрица выбора стратегии (Томпсона-Стрикланда), SWOT-анализ. портфельный анализ. Анализ альтернатив. 73
3 Сущность и содержание процесса создания собственного дела. Оценка предпринимательской идеи. Расчет точки безубыточности бизнеса. Разработка учредительных документов. Структура и содержание бизнес-плана вновь создаваемой фирмы. 76
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17 79
1 Организация как функция менеджмента. Факторы, определяющие формирование структуры управления организацией. 79
2 Сущность качества продукции и методы управления им. Понятие, показатели и методы оценки качества продукции. 80
3 Оборотные средства предприятия торговли, их состав, структура, источники образования. 82
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18 84
1 Проектная структура. Матричная структура управления организацией. Преимущества и недостатки. 84
2 Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии. Разновидности кризисов. Механизмы антикризисного управления. 86
3 Выбор оптимального способа закупки: прямые закупки товаров; закупки через посреднические структуры; размещение заказов через публичные торги. Преимущества закупки товаров на ярмарках, выставках-продажах, биржах и аукционах. Договор поставки товаров и контроль его выполнения. 87
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19 90
1 Поведение лидера и стили руководства. 90
2 Стратегическое планирование на современном этапе. Постановка целей, разработка и основные элементы стратегического плана. 91
3 Цели и содержание торгово-технологических процессов в розничных организациях. Структура и последовательность операций торгово-технологического процесса в зависимости от применяемых методов продажи товаров 92
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20 95
1 Закон самосохранения. Самосохранение как поддержание и воспроизводство внутренних взаимосвязей организации. Инструменты сохранения организации. 95
2 Стратегический анализ внешней среды организации: анализ макроокружения, отраслевой анализ и ситуационный анализ. 95
3 Классификация розничной торговой сети согласно ГОСТ Р – 51773-2009. Видовое и типовое разнообразие организаций розничной торговли в РФ и за рубежом; их основные признаки. 98
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21 100
1 Типы социальной организации: механистическая, органическая, корпоративная, индивидуалистская организации. 100
2 Методы управления инновационными рисками. 101
3 Принципы размещения розничной торговой сети с учетом форматов торговых организаций. Факторы, определяющие выбор места размещения торговой организации в зависимости от ее формата. 101
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22 103
1 Сущность и виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Регулирование конфликтных ситуаций в системе менеджмента. 103
2 Стандартизация и сертификация в системе менеджмента качества. Российские и международные стандарты менеджмента качества. 104
3 Формирование розничной торговой сети в различных зонах города: административно-деловом, жилом, промышленно-складском и прочих. Взаимосвязь формата розничной торговой организации с дислокацией городской застройки. Методы оценки местоположения магазинов. 106
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23 108
1 Этапы и школы в истории менеджмента. 108
2 Система MRP, ее преимущества и сфера применения. 109
3 Управленческие решения по активизации продвижения товаров в розничной торговой организации 110
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24 111
1 Контроль как функция менеджмента. Виды контроля. Этапы проведения контроля. 111
2 Персонал предприятия как объект управления. Методы и принципы управления персоналом. 112
3 Управление процессом обслуживания в розничных торговых организациях 114
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25 116
1 Хозяйственные организации и их виды. 116
2 Сущность и виды управленческих решений. Модели разработки управленческих решений. 116
3 Многообразие форм интегрированных групповых структур. Особенности формирования финансово- промышленных групп (ФПГ) в различных странах. 117
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Ответы к билетам
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4
1 Реструктуризация предприятия. Распространенные проблемы, связанные с организационной структурой.
Реструктуризация предприятия представляет собой проведение комплекса мероприятий организационно-экономического, правового, технического характера, направленных на изменение структуры предприятия, его управления, форм собственности, организационно-правовой формы, что приводит к финансовому оздоровлению, повышению эффективности предпринимательской деятельности и конкурентоспособности.
Цели и задачи реструктуризации организационной структуры.
Цели:
1) выведение предприятия из кризиса и обеспечение стабильного функционирования;
2) усовершенствование системы управления и выведение ее на качественно новый уровень;
3) повышение конкурентоспособности предприятия;
4) соответствие обстановке в современной экономике;
5) изменение организационной структуры и последующее повышение рентабельности производства для привлечения новых партнеров и иностранных инвесторов.
Задачи:
1) обеспечение качественного функционирования всех отделов и подразделений предприятия;
2) налаживание связей между отделами и подразделениями и обеспечение их взаимодействия;
3) совершенствование персонала и соответствующих органов управления;
4) создание отделов прогнозирования и аналитической работы;
5) создание прочной антикризисной системы.
Основные проблемы, связанные с организационной структурой
1) основная функциональная нагрузка сосредоточена на главном руководителе, что не дает возможности более глубокому и эффективному управлению;
2) слишком большая иерархическая сеть, особенно это касается большого штата менеджеров;
3) информационные службы предприятия развиты в слабой мере и не обеспечивают отделы и подразделения своевременной информацией, необходимой для выявления и распознавания кризисов на ранних стадиях;
4) кадровая система в сфере организационной структуры является несостоятельной;
5) жизненно важные отделы и подразделения (экономические, финансовые и производственные) имеют недостаточно средств и возможностей для полноценной деятельности, отсутствует контроль над функционированием этих отделов и подразделений;
6) отсутствуют или недостаточно развиты отделы, занимающиеся анализом и исследованием внутренних и внешних факторов предприятия.
......................