Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
по направлению 030900.62 «Юриспруденция»
1. Типология государств: цивилизационный подход.
В настоящее время выделяют 2 основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный. Формационный подход основан на объединении гос-в в рамках конкретной общественно – эк-кой формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производственных сил и производственных отношений), который в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Формационный подход присущ марксистскому учению о гос-ве. Марксистская теория различает 4 типа гос-в: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, и социалистическое гос-во.
Особенности формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи гос-ва и права с другими социальными явлениями. Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при хар-ке развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно – культурные факторы.
К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в т.ч. религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.п. В юр. лит-ре отсутствует типология гос-в по цивилизационному критерию. Выделяют этапы цивилизации: – локальные цивилизации – существуют в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.). – особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др. – всемирная цивилизация – охватывающая все человечество. Формируется в наст. время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения челов-кой духовности. В лит-ре выделяют первичные и вторичные цивилизации. Гос-во этих цивилизаций отличается по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Гос-во первичной цивилизации – явл. частью базиса, а не только надстройки (древнеегипетское, шумерское, японское, сиамское и др.).
Гос-во вторичной цивилизации – оно не составляет элементы базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейское, восточноевропейское, североамериканское, латиноамериканское и др.). В типологии гос-в выделяют гос-ва переходного состояния (переходные гос-ва - (от феодального к буржуазному). В учебной юр. литературе используются и др. классификации гос-в: например, демократические и недемократические, гос-ва западной и восточной цивилизации.
Классификация гос-в по их отношению к религии: светские ( все виды религиозных организаций отделены от гос-ва – РФ, Германия, Франция, все гос-ва СНГ), клерикальные (где та или иная религия официально имеет статус гос-ой и занимает привилегированное положение –Великобритания, Щвеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.), теократические (гос. власть принадлежит церкви, религиозные нормы составляют основной источник законодательства, глава гос-ва явл. высшим религиозным деятелем – Иран, Пакистан, Марокко и др.), атеистичекие гос-ва (сдесь религиозные организации преследуются властями – были Советское гос-во, а ткже некоторые бывшие социалистические гос-ва).
2. Понятие и классификации функций государства.
Функции гос-ва – это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества.
Значение: С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности гос-ва, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности. Классификация:
1)по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей: – законотворческая; – управленческая; – судебная (правоохранительная).
Данная классификация отражает механизм реализации гос. власти. 2) по продолжительности действия функции гос-ва подразделяются на:
- постоянные – выполняются в течении длительного времени; - временные – обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают значение. 3) по значимости: - главные – функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (эк-кая, социальная, экологическая ф.); - производные (вспомогательные) – функции сопутствующего или обслуживающего характера (ф. фин. контроля). 4)функции гос-ва по сферам деятельности:
- внутренние – характеризуют цели, задачи гос-ва внутри данной страны; -внешние – раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в межд. общении.. внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. 5) общие функции: – экономическая; – политическая; – социальная; – идеологическая;- экологическая. – культурная ф. Внешние функции Российского гос-ва:- функцию торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом - предполагает не только взаимовыгодную торговлю с другими государствами, но и привлечение иностранных инвестиций в экономику России; – функция поддержания мира, оздоровления международной обстановки – Важный приоритет — недопущение новой глобальной войны («холодной» или «горячей»). Именно поэтому Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия массового поражения и новейших военных технологий;
- функция обороны страны – одним из важнейших аспектов укрепления государственности является обеспечение военной безопасности РФ.