Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в системе государственного управления
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития федеративных отношений в нашем государстве институт высшего должностного лица субъектов Российской Федерации является одним из ключевых и, в то же время, проблемных элементов системы государственного управления.
Исследование проблем, связанных с особенностью правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, несмотря на более чем двадцатилетнюю историю существования данного политического института, не теряет своей актуальности. Изучению правового положения и конституционно-правового статуса высших должностных лиц субъектов Российской Федерации посвящали свои работы множество ученых, как юристов-государствоведов, так и политологов, и это объясняется той важной и неоднозначной ролью этого института в системе организации управления федеральной власти и власти на местах, вопросах разграничения предметов ведения и полномочиями между центральными и региональными уровнями власти, в системе сдержек и противовесов российского федерализма.
За сравнительно небольшой период правовые основы деятельности органов государственной власти субъектов РФ сначала были сформированы, а затем претерпели ряд преобразований, связанных с полярным изменением подходов в федеративной политике и изменением взаимоотношений между региональными и федеральными органами государственной власти. Наибольшей корректировке подвергался правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшие должностные лица прошли политический путь от полновластных в ряде субъектов РФ руководителей регионов, заявляющих права на суверенитет, и игнорирующих отдельные требования федерального законодательства, до органов государственной власти, находящихся в отношениях субординации непосредственно с Президентом РФ , и реализующих не только полномочия субъекта РФ, но и выполняющих задачи общефедерального значения. Для правового закрепления политических реформ, ситуативного формирования необходимой в текущих условиях организационной модели осуществления государственной власти в субъектах РФ, неоднократно осуществлялось спешное изменение федерального законодательства. До 1999 г. правовое регулирование соответствующих отношений осуществлялось разрозненными актами и по многим вопросам отдельно для республик в составе РФ, отдельно – для остальных субъектов РФ.
...........
ГЛАВА 1. МЕСТО ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Институт высшего должностного лица субъекта РФ и его место в системе органов государственной власти
Институт высших должностных лиц субъектов РФ существует уже более 20 лет. С момента возникновения данного института в его современном понимании в 1991 году в отечественной правовой науке не прекращаются его исследования с различных позиций, причем со временем их актуальность становится все более острой в связи с происходящими в стране правовыми и политическими преобразованиями.
В новейшей истории Российского государства институт глав субъектов РФ ведет свой отсчет от Указа Президента РФ от 22.10.1993 № 1723
«Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» , утвердившего «Положение об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы». Согласно этому Положению органом исполнительной власти региона являлась администрация, руководство которой в свою очередь осуществлял глава соответствующей администрации (правительства).
Однако фактически должность главы исполнительной власти в новой России появилась еще в 1991 году, когда А. Собчак, избранный председателем Ленсовета, и Г. Попов, избранный председателем Московского совета народных депутатов, выдвинули проект введения
в главных городах страны института мэра (первые выборы мэров, как
и выборы первого Президента России, состоялись 12 июня 1991 г.). Подобные процессы в это же самое время происходили и в автономных республиках в составе России. Различие состояло лишь в том, что эти республики, обладавшие значительными природными ресурсами, в 1990 г. провозгласили суверенитет, а уже в 1991 г. стали внедрять институт президентства. Так, 12 июня 1991 г. проводились выборы президента Татарстана, до конца 1991 г. были избраны президенты Республик Саха (Якутия), Марий Эл, Мордовия, состоялись первые туры президентских выборов Чувашской, Кабардино-Балкарской Республик, а так же Республики Адыгея.
..........