Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Этнопсихология
Введение
Вопросы, касающиеся содержания, предмета и функций этнопсихологии для жизни человека и отношений этносов всегда оставались в зоне внимания специалистов в сфере гуманитарных наук. Сегодня четко проявляется интерес к проблематике этнической психологии, что обусловлено, прежде всего, тем, что этнопсихология имеет с многими областями знаний один и тот же объект исследования.
Она часто выступает как смежная дисциплина с такими науками, как: этнопедагогика, этнография, социальная психология, социология и другими, изучающими природу человека и его сущность, особенности взаимоотношений. Таким образом, этническая психология или этнопсихология – это междисциплинарная наука, появившаяся на стыке социальной психологии и этнографии.
Разделяя взгляд Э.А. Саракуева и В.Г. Крысько, можно подчеркнуть, что «этнопсихология должна аккумулировать в своей теории и конкретных исследованиях те находки и достижения, которые имеют место в социологии и этнографии. Однако как отрасль психологической науки она может основываться только на принципах и закономерностях, характерных для развития именно психологических явлений. Социологический же и этнографический подходы призваны дополнить научные представления о происхождении, факторах образования, опосредования этнопсихологических феноменов».
............
1. Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки
Этническая психология выступает как самостоятельная, относительно молодая и одновременно сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук, как психология, социология (философия), культурология и этнология (этнография), которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей.
Предмет изучения этнопсихологии многоаспектен и изменчив, динамичен. Как писал К. Юнг, психология родового человека во многом отлична от психологии наших современников. По его мнению, архаичные исходные посылки существенно отличаются от наших, т. е. первобытный человек жил в другом мире. Именно поэтому этнопсихология не может полностью опираться на данные, полученные внешним наблюдением приемов народной педагогики. Для этнопсихологии важен анализ не отдельных приемов, а весь контекст образа жизни этноса. Культурологическая рефлексия позволяет этнопсихологу увидеть в разных пластах народной педагогики и адекватно соотнести сопряженные в одном времени обычаи воспитания, сложившиеся в разные эпохи, выявить место в народной воспитательной системе того или иного обычая и тенденции его развития, функционирования и отмирания. Таким образом, речь может идти о синтезе исторических, этнологических и этнопедагогических знаний.
.........