Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Леонардо Да Винчи и художественная система Нового времени
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Эпоха Возрождения в мировой истории является одой из самых блистательных в социальном, культурном и художественном отношениях, сравнимой разве что с античной эпохой в период ее расцвета.
В чем же наиболее значимо выразилось то новое, что определило основные задачи и оригинальные черты изобразительного искусства Ренессанса, по сравнению с искусством предшествующих ему эпох – Античности и Средневековья? Главным образом в стремлении к синтезу духовного и чувственного, который в той или иной мере был свойственен и прошлым эпохам, но в новых условиях приобрел характер едва ли не основной социокультурной необходимости. Как утверждал В.М. Алпатов: «Искусство Возрождения, как и предшествующие эпохи, имело в качестве своей последней цели дать человеку представление об устройстве всего мира, земного и небесного, зримого и незримого. Новым было то, что в эпоху Возрождения представление о божестве и небесных силах перестали быть непостижимой и пугающей тайной. Человечество перешагнуло через эти пугающие тайны, оно способно было примирить небесное и земное, поверить тому, что небесные силы являются человеку в земном, человеческом воплощении, все идеальное же предельно может быть обнаружено в том, что человека окружает.
............
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЖИВОПИСНОГО ТВОРЧЕСТВА ЛЕОНАРДА ДА ВИНЧИ
1.1. Теория искусства живописи Леонарда Да Винчи
Выдвижение живописи как ведущего вида искусства эпохи Возрождения не было случайным и было обусловлено в то время ее возможностями ее наглядного изображения реальной действительности. Первый этап постижения мира мог быть начат с отражения всего разнообразия его явлений и предметов в их внешних формах, поскольку внутренние закономерности в силу своей всеобщности и абстрактности в эту эпоху неразвитости фундаментальных наук еще были недоступны для исследования. И основными методами научного исследования явлений природы, в том числе и человека, были эмпирические наблюдения, способами фиксации которых были их изображения в различных формах изобразительного искусства (живопись, рисунок, офорт и т.д.). И, естественно, что изображения с целью исследования и классификации предметов флоры и фауны – растений, представителей животного мира, рек, озер, гор, различных механизмов и инженерных сооружений, разнообразных типов людей и их отдельных частей внешних и внутренних органов и т.д. – были намного эффективней, чем их словесные описания.
Не случайно Леонардо называл живопись наукой. Вообще, изображение всего разнообразия мира – необходимый эмпирический этап постижения его единства, проявляемого в его сущности и доступного лишь абстрактному мышлению в форме научных теорий, объясняющих внутреннее единство разнородных предметов природы, животного мира и людей различных сословий и рас.
..........