Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Русское религиозное разномыслие: «отреченные» книги и русские ереси
Введение
Особым жанром древнерусской литературы была отреченная письменность. Академик Д. Лихачев, анализируя истоки отреченной письменности, интерпретировал их как «...внесение христианских ере-тических верований в языческую мифологию, возможно свершившееся еще до официального принятия христианства на Руси» [4, с. 79].
Сложный, противоречивый срез русской культуры, содержащей наряду с суевериями элементы стихийного материализма и здравого смысла, порицающий подчас эксплуатацию, включающий фрагменты естественнонаучных представлений и дуалистическое объяснение мира, был квалифицирован православной церковью как отреченный.
Изучение текстов, внесенных в древнерусские списки ложных, отреченных книг, представляет значительный исторический интерес. Он обусловлен не только тем, что в них отражались неортодоксальные учения, смыкавшиеся, с одной стороны, с народными полуязыческими представлениями, а с другой — с еретическими движениями.
..........
1. История появления отреченных книг
Отреченная литература заявила о себе сразу же после принятия христианства на Руси, но список отреченных книг впервые документально появился в «Изборнике» Святослава в 1073 г. Отреченными были апокрифы, громники, трепетникн, лунники, зелейникн, травники, лопаточникн и т. д. В условиях раннего средневековья такие отреченные книги, как апокрифы, иногда выражали идеи протеста против феодального угнетения, осуждали насилие, алчность, утверждали идеи правды, справедливости.
Апокрифическая литература в Древней Руси имела очень широкое распространение. Но апокрифы бывали разными. Часть апокрифических книг вполне признавалась церковью, использовалась священниками для проповедей и даже рекомендовалась прихожанам для чтения.
К таким книгам относились прежде всего чрезвычайно популярные на Руси "Четьи Минеи", заменяющие современный церковный календарь, в которых на каждый день приводилась какая-нибудь соответствующая нравоучительная история. Большое значение, особенно до конца XV века, то есть до появления первого полного русского текста Библии ("Геннадиевская Библия"), имела "Палея Толковая", заменявшая Ветхий Завет (точнее, его первые пять Книг - "Пятикнижие Моисеево") [3].
.........