Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Теоретические основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО для развития игрового опыта детей
Введение
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению и обогащению предметно-развивающей среды ДОО.
По мнению некоторых ученых (А.А. Бодалев, С.Д. Дерябо, Дж. Гибсон, В.А. Левин, Ю.С. Мануйлов и др.), наиболее перспективно рассматривать возможности развития личности в результате воздействия среды: чем больше и полнее ребенок использует потенциал той или иной среды, тем более успешно происходит его саморазвитие. Изучив психолого-педагогические исследования, мы выявили, что наиболее часто используются следующие термины: предметно-игровая среда (Н.-Э.Т. Гринявичене и др.), образовательная среда (Г.Ю. Беляев, Н.Ф. Голованова, В.С. Кукушин, Е.И. Тихомирова, Н.Е. Щуркова, В.А. Ясвин и др.), предметно-развивающая среда (В.А. Петровский и др.), предметно-пространственная эстетически развивающая среда (Т.С. Комарова и др.), педагогическая среда (М.Я. Басов, Г.Ю. Беляев, С.Д. Дерябо, Н.Б. Крылова, В.А. Ясвин и др.), социально-игровая среда (С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин и др.).
...........
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы проектирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО для развития игрового опыта детей
1.1. Основные подходы к определению понятия «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО»
Само понятие "развивающая предметная среда детства" было введено нами в лексикон педагога и дизайнера после 1988 года. Исследования в этой области были начаты значительно раньше вскоре после создания в 1960 году НИИ дошкольного воспитания. К 1968 году здесь были созданы системы развивающих игрушек и дидактических пособий, направленных на формирование первоначальной культуры мышления детей раннего (С.Л.Новоселова) и дошкольного (Н.Н.Поддьяков) возрастов. Дальнейшая разработка проводилась в тесном творческом контакте с ВНИИ игрушки (Загорск, ныне Сергиев-Посад) и кафедрой мебели МВХПУ (б. Строгановское) [11].
К середине 70-х годов были разработаны система развивающих игрушек для младенцев, получившая премию на конкурсе "Игрушка XXI века" и многопрофильная система "Мебель-игрушка" и "Растущая мебель" для дошкольников. Были разработаны новые принципы формирования предметной среды: предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды, созданы конструкторы, отвечающие задачам интеллектуального развития ребенка, система развивающих игрушек для младенцев (Г.Г.Локуциевская, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова, С.Л.Новоселова, Н.Т.Гринявичене, Е.В.Зворыгина и др.) [15].
............