Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Измененные состояния сознания
Введение
Актуальность темы. Проблема измененных состояний сознания (ИСС) приобретает все большую актуальность в современной психологической науке и практике в связи с очевидными причинами. Во-первых, в отечественной психотерапии распространяется трансперсональное направление, по которому сознание рассматривается в ее измененных формах (состояниях), которые могут проявляться в сверхсознательных переживаниях, интуиции и творческих способностях (М. Пеллерен). Эти процессы происходят за пределами личностного «Я» (самости) и индивидуальности (Д. Бом, Ф. Воган, К. Уилбер, Р. Уолш). Во-вторых, в психиатрической науке накоплен большой объем клинического материала (С. Дремов, И. Семин), в котором описаны патологические нарушения сознания и самосознания (оглушение, аменция, делирий, онейроид, кома и т.д.). Поэтому психологам необходимо исследовать нормативную природу ИСС и их психофизиологическую основу, симптоматические признаки и потенциальные возможности для осуществления психотерапевтической деятельности. В-третьих, в общей психологии постоянно решается проблема соотношения между сознанием как высшей формой отражения действительности и саморегуляции; самосознанием как рефлексивной способностью сознательного «Я» личности; бессознательным его защитными механизмами и относительно автономной детерминации и мозговой активностью индивида в состоянии транса, бодрости и во время сна.
...................
Глава 1. Психология измененных состояний сознания (ИСС)
1.1. Измененные состояния сознания: определение, квалифицирующие признаки
На сегодняшний день явление ИСС требует систематизации, осмысления и рефлексии с позиций академической науки, а также разработки новой методологии его психологического исследования. В современной психологии разработаны различные модели, в которых описано ИСС: дискретные (Ч. Тарт, 1975), континуальные или непрерывные (К. Мартиндейл, 1981) и дискретно-континуальные или смежные (А. Диттрих, 1981). Некоторые отечественные ученые (А. Бондаренко, Б. Братусь, В. Василюк, А. Любченко, А. Матласевич) исследовали проблему религиозной автотрансформации личности, в рамках которой рассматривали изменены, преимущественно экстатические, состояния сознания верующего во время молитвы, исповеди, покаяния и тому подобное [1-2].
По Чарльзом Тарту, ИСС - это качественные изменения общего паттерна (модели) субъективного (психического) функционирования [3]. То есть субъект может осознать феноменальные для него состояния сознания только на основе их результатов, когда его сознание «наблюдает» по фактам объективации пережитых измененных состояний.
........