Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Концепт тоски в творчестве Иосифа Бродского
ВВЕДЕНИЕ
Искусство – это особый вид человеческой деятельности, важная составная часть духовной культуры. В его основе лежит создание «второй реальности», художественного мира, порожденного творческой фантазией и мастерством художника. Искусство одновременно является способом познания человеком самого себя и окружающего мира, а также средством преобразования мира и воспитания людей .
У искусства есть одна очень важная особенность. Оно ничего не доказывает, не требует неопровержимых фактов, но воздействует не на сам разум, а на чувства человека. Вызывая сопереживание, оно превращает человека в единомышленника автора или, в ином случае, заставляет человека предложить свое решение проблем, поставленных художником. При этом искусство призвано доставлять человеку эстетическое наслаждение, другими словами, оно ненавязчиво воспитывает, развлекая, и просвещает.
Воспринимая художественный мир произведения, сопереживая его персонажам, человек как бы «находится» в «иной реальности», становится ее полноценным участником вне зависимости от того, выбирает ли он для себя роль наблюдателя или соотносит себя с одним из ее персонажей. Разумеется, это происходит только тогда, когда произведение вызывает у человека эмоции, воздействует на его чувства, ибо холодным разумом постигнуть феномен искусства невозможно .
................
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
1.1. Концепт: специфика и структура
Современное литературоведение имеет огромный теоретический аппарат, который постоянно пополняется новыми терминами и понятиями. Так как наука не статична, в процессе ее развития появляется необходимость использования новых подходов к изучению и объяснению смысловых значений языка в контексте изучения картины мира на примере определенного художественного текста.
Одним из понятий, вошедших в литературоведение достаточно недавно, является термин «концепт». При этом важно отметить, что понятие «концепт» активно используется не только в литературоведении, но и в культурологии, лингвистике. Сам же термин пришел в литературоведение и гуманитаристику из философии и логики.
Если рассматривать отечественную филологию и лингвистику конца ХХ - начала XXI вв., можно заметить, что термин «концепт» у нас прижился достаточно быстро.
Но при этом, важно отметить многообразие дефиниций термина «концепт», что затрудняет понимание самой сути данного термина.
Для того чтобы попытаться более объективно определить значение данного слова, необходимо проанализировать различные дефиниции.
У термина «концепт» есть, как простые определения, так и весьма сложные, сформированные в контексте философии познания, риторики, лингвистики, изучения лингвокультуры, культурологии, психологии и т.д.
.........